צ Восемнадцатый Аркан
Знак алфавита, соответствующий 18-му аркану צ (Цади); его число = 90; астрологическое соответствие — знак Водолея.
Иероглифом аркана служит крыша, не та кровля, представление о которой вызывает в нас по ассоциации сознание защиты от непогоды, а крыша прихлопывающая, стесняющая, заставляющая нас задыхаться от сознания ограниченности нашей свободы и узости нашего горизонта. Чуть мы хотим выпрямиться во весь рост, как наталкиваемся на это стеснение; чуть мы хотим развернуться в своем ликовании, как она не дает нам простора; чуть мы хотим сосредоточиться на жизнерадостном настроении, она грозит нам удушьем.
Картинка, таинственно разъясняющая нам этот аркан, по-ученому называется Crepusculum (Сумерки); по-вульгарному — La Lune (луна — фр.).
На самом верху картинки льет свой тихий свет Луна, безнадежно математически и строго систематически направляя свой конус лучей, но лунный свет есть свет отраженный. «Где же первоисточник света! — восклицаете вы.—Мы хотим получать свет непосредственно от него». Картинка отвечает вам: «Вы подчинены иерархическому закону, вы не имеете прав на свет из первоисточника; он испускается ближайшей вам иерархической инстанцией; будьте довольны своей порцией света, вы, которые падением погрузили себя добровольно в иллюзорный план размножения бинеров».
Вы вглядываетесь в сумерки и на заднем плане видите бинер Башен или бинер Пирамид. Между этими башнями проходит извилистая тропа вашего бытия, усыпанная светлым песочком как будто лишь для того, чтобы сделать заметными пятна крови, которыми она изобилует. Вы, только что понявшие первый заголовок аркана (Hierarchia Occulta), задумываетесь над странным впечатлением, которое произвела на вас эта кровь. Кто-то терял свою жизненную силу, и это поражает нас сознанием той слабости, которая заставляет дорожить грубыми ресурсами конденсированной до крайности жизни. С одной стороны, эти ресурсы как будто наши, с другой, самая грубость этих ресурсов предоставляет их в распоряжение каждого, кто пожелает взять их принадлежность за основу для враждебных по отношению к нам деяний. На нашей крови можно нас же энвольтовать. Это ужасно! Но кто же нас может энвольтовать? Ответ на переднем плане картины. Там слева сидит волк, который всегда открыто объявлял себя нашим врагом. Справа мы видим собаку, которая на днях еще льстилась и называла себя нашим другом. Теперь мы понимаем, кто нас энвольтует: открытые враги и ложные друзья. Вполне ли они свободны в своих ужасных поступках? Нет, им что-то не по нутру — они воют на луну: их стесняет ближайшая иерархическая инстанция, дарующая нам свет. Так если они стеснены, почему мы должны их так бояться? Да только потому, что часто уподобляемся раку, пятящемуся в лужу у переднего края картинки. Нас потому можно энвольтовать, что у нас есть стремление пятиться назад.
Уяснив себе второй заголовок картинки (Hostes Occulti — тайные враги), мы вопрошаем: нет ли крышки и в природе? Ведь в ней есть и физическая опасность от стихийных условий, которая подчас так же скрыта от пятящегося рака, как и астральные угрозы: Pericula Occulta (тайные опасности) — вот третий заголовок аркана.
Приступаем к арифмологическому разбору аркана.
и 18 = 17+ 1
и 18 = 16+ 2
и 18 = 15 + 3
и 18 = 14+4
и 18 = 13 + 5
и 18 = 12 + 6
и 18 = 11 + 7
и 18 = 10 + 8
Иерархические отношения (18) носят характер противопоставления или, лучше сказать, сопоставления двух защитников (9). Младший начальник на докладе выступает как защитник интересов частной области, частного органа некоторого организма. Старший начальник, возражая на доклад, навязывает младшему распоряжения, продиктованные необходимостью защиты всего организма, иногда в ущерб благоденствию отдельного органа. Иерархический закон отдает предпочтение интересам общим над интересами частными; он определяет торжество одной девятки над другой.
Один посвящен (9) в интересы самосохранения; другой посвящен (9) в общие тайны Бафомета; общее одолевает частное, вторая девятка энвольтует (18) первую.
Отдельный организм сберегает свои физические ресурсы, руководясь данными теории вероятностей (9); вся природа, обладая познанием всех элементов, управляющих ее строем, обладает другим учетом вероятности событий; у нее не теория вероятностей, а «теория достоверностей» (9). Вторая девятка одолевает первую, и это именуется опасностью в физическом плане (18) для первой.
Беглый арифмологический разбор аркана уже наметил ряд опорных точек нашего изложения. Мы, конечно, не будем заниматься физическими опасностями, ограничиваясь иерархическим законом и содержанием процесса энвольтования.
Унитарное миросозерцание спиритуалистических школ имеет основным тезисом следующее положение: Принципы одеваются в Законы; Законы одеваются в Факты.
Одежда без носителя ее неспособна к жизни; она может некоторое время служить пугалом для воробьев, но и те в конце концов познают ее бессилие.
Материалистические школы говорят иное; они думают, что комплекс фактов порождает закон, что комплекс законов порождает принцип. Иначе говоря, они думают, что волевая монада цепи есть иллюзия, созданная самим фактом группировки в цепь. Для них клеточка реальнее органа; орган реальнее организма.
Миросозерцание спиритуалистических школ признает жизнь вне ее фактических реализаций и даже независимо от таковых.
Материалисты желают вывести жизнь из смерти.
«Я Бог Авраама, Исаака и Иакова; не Бог мертвых, а Бог живых». Вот руководящий текст живого монизма. Сторонники этого направления, естественно, будут проводить иерархию, основываясь на априорном признании существования ее исходной точки: есть архетип, а потому существует и человек и природа. Есть начальник, и он набрал себе подчиненных; есть вождь, проводящий определенные волевые импульсы, и около этого вождя собрался народ, готовый формально и реально отстаивать проведение этих импульсов; есть учитель, и появляется школа; есть ментальная монада; она сформировала себе астросом, а этот последний слепил себе физическое тело.
Если мы представим себе все существующим лишь один момент, то возможность проводить эту или другую систему равна. Материалист скажет вам: «Покажите мне человека, не являющегося синтезом своих клеточек; вы мне говорите, что астросом плода вампиризирует элементы подпланов физической среды; значит, вы сами признаете, что за пределами существования этой среды инкарнация не могла реализоваться; кто же запрещает мне думать, что индивидуальное сознание — это прямое следствие сближения элементов среды; кто запрещает мне думать, что у всякой толпы начальник появляется в силу самих функций коллективного существования толпы?!»
Но попробуйте взять не момент, а течение конечной эпохи. Запишите историю толпы и историю иерархизованиой коллективности. Вы увидите, что толпа идет к разногласию, к распадению, к смерти; что колдективность идет к сплочению, к унитарному стремлению, к цели. Что по толпе ходят волны, а в цепи циркулирует Телесма. Что в парламенте, члены которого избраны всеобщей подачей голосов, партии обозначаются с начала его возникновения; что в дальнейшей парламентской жизни воюют не только партии, но еще и фракции; что ни один парламент в мире не снабжает своего представителя фактическими полномочиями, а лишь поручает ему быть на страже соблюдения форм и своими отдельными органами стремится сейчас же нарушать даже эти формы. Сравните с этими анархическими проявлениями кропотливую и перманентно-целесообразную работу семей и прочих коллективности, построенных патриархально, т. е. по иерархическому закону. Более того! — посмотрите просто на лисицу, попавшую в капкан: она тщательно отгрызает себе в течение четверти часа лапу или хвост, чтобы избавиться от ограничения проявлений своей пентаграмматической свободы, чтобы спасти целое, чтобы оградить от постороннего вмешательства ее устремление к определенным целям в физическом плане. Вы скажете мне, что спиритуалистическая и материалистическая философии представляются вам в виде грандиозного бинера. Да, это так, и были попытки нейтрализовать этот бинер. Спиритуалист говорит: «Все сверху, все от восходящего треугольника; Он родил все; Солнце всему Отец». Материалист возражает: «Все снизу; все создано приспособлением; вы сами видите, как все рождается нисходящим треугольником; Луна всему Мать». Тут вступает в спор пантеист и говорит: «Не в этом дело; посмотрите на центральную часть Соломоновой звезды; там красуется stauros; он символизирует гностический закон оплодотворения пассивного активным; ведь оба ваши треугольника я застал уже существующими и пользуюсь ими как готовыми инструментами. Ключ к могуществу моему находится в stauros, в обращении с телом Телесмы, со средой, включающей в себя и целесообразную активность и сдерживающую косность. Вы правы; Отец моего Бафомета — Солнце. И вы, господа материалисты, тоже правы: мать его — Луна; но выносил его в своем чреве Ветер; тот ветер, которым я дышу, которым я живу и которым живет все остальное. Я не ищу начала всех начал; я не хочу делать конец началом; мне нет дела до родителей того, что есть; я живу в сфере действия их плода, их андрогинного ребенка».
Но к кому же из троих нам присоединиться? Быть ли спиритуалистами, пантеистами или материалистами? Господа, следуйте примеру египетских школ. Поклонитесь Гермесу Трисмегисту, т. е. стройному синтезу трех философских течений. Будьте материалистами в ту пору, когда отталкиваетесь от прочного дна, именуемого физическим планом; он — надежная точка опоры для оперирующего магически в ту пору, когда он хочет заставить факты рождать факты. Проникайтесь пантеизмом в ту пору, когда вам нужно заставить формы рождать формы; в ту пору, когда личность ваша заявляет о себе на правах пентаграммы, когда вы сознаете себя не рабами природы, а свободными богами. Но чуть вы почувствовали, что личность замолкает перед интересами чего-то более общего, заявляющего о себе единством, чуть вы подметили в себе презрение к формам и любовь к идеям, смело делайтесь спиритуалистами: тогда вы в царстве Отца, в царстве Солнца, в царстве Иода. Но какое же из трех настроений принадлежит человеку по существу его природы? Что собственно составляет человека? Тело, личность или те высокие стремления вверх, в тот Верх, где личность расплывается в чем-то общем, охотно растворяется в широком потоке идей, уносящим ее в бесконечность?
Господа, не мне отвечать на этот вопрос. От меня вы можете получить только слова, а словами на вопросы такого рода ответа не дашь. Пусть каждый из вас ищет ответа медитацией. Я могу только сказать, что тело как будто менее долговечно, нежели личность, и менее могущественно; что личности сближаются на почве общих идейных интересов и подчас ради этих интересов добровольно соглашаются играть роль хвоста или лапы упомянутой мной лисицы. Наконец я могу и даже должен предложить нам перечесть то, что было мной сказано о падении душ в изложении 11-го аркана.
Остается прибавить, что чистый спиритуалист будет, несомненно, абсолютистом в области воззрения на иерархию; что пантеист будет стоять за царство духовной монады, ограниченное, простите за выражение, конституцией инерционной материи; что материалист логически вынужден стоять за всеобщую подачу голосов клеточками организмов Вселенной по каждому существенному вопросу пространственно временных явлений.
Внешние положения, касающиеся проведения в жизнь спиритуалистической иерархии, были уже мною формулированы при изложении 3-го аркана.
Если бы кто-либо вознамерился характеризовать Посвящение в три масонские символические степени исключительно с точки зрения обучения человека воздействию на других то он должен был бы сказать: «Ученическая степень ркрывает нам необходимость быть сильными в и для этого учит бороться с собственными слабостями постепенно уничтожая их; это степень, посвященная выработке активности оператора. Товарищеская степень раскрывает нам слабости других и обучает эксплуатировать эти слабости в ту пору, когда мы уже освободились от собственных слабостей; это — школа учета чужой глупости и пассивности. Мастерская степень обращает наше внимание на искусство задумывать лишь такие операции, в которых характер нашей активности и силы строго соответствует характеру чужой слабости и косности. Если мы сильны интеллектуально и обладаем запасом знаний, то поведем невежд куда нам хочется, удачно применяя наши преимущества; но, конечно, воздержимся от вызова их на сеанс французской борьбы в цирке, ибо физически они могут оказаться сильнее нас: если мы хорошо владеем техникой какой-нибудь комбинации, то вступим в борьбу именно на основе этой комбинации и уклонимся от борьбы на других позициях и т. д.».
Эти общие тезисы как нельзя лучше подходят к частному процессу энвольтования, которое мы определим как насильственную эксплуатацию астральных и физических ресурсов одного инкарнированного человека другим инкарнированным.
Представьте себе, с одной стороны, человека, разбрасывающего свое имущество и оставляющего его во многих местах без охраны, или державу, без толку колонизирующую все части света и не обеспечивающую свои колонии подготовительными стратегическими мероприятиями. С другой стороны, пусть налицо человек, у которого все под замком, все зарегистрировано, все обнесено оградами, ко всему приставлены сторожевые псы; или, если хотите,— держава, у которой установлены коммуникации со всеми колониями, имеются опорные базы во всех частях владений, во всех морях крейсируют эскадры, готовые к бою. Пусть второй человек или вторая держава пожелали воздействовать на первого человека или другую державу. Вам ясно, что им легко достигнуть своей цели, хотя бы последняя и была противна коренным интересам первого человека или первой державы. Вы скажете: «Мы не только понимаем это, но и добавим: если оба ваши субъекта своей безалаберностью подобны первому, однако один из них, преодолев на момент свою косность, нападет первым, то при равных силах это дает ему некоторое преимущество. Правда, и другой может проснуться и отразить нападение, но он успеет понести ущерб!»
Вот вам и весь секрет. Воздействие энвольтованием всегда касается проявлений, протекающих в физическом плане или в низших подпланах астрального. Энвольтуют на любовь; энвольтуют на нездоровье или смерть; энвольтуют на разорение; энвольтуют на прекращение или на ослабление полезной деятельности и т. д. Именно вследствие принадлежности результатов энвольтования к низшим подпланам Вселенной сам термин «энвольтование» принимается в дурном смысле. Это всегда очень грубая операция, требующая прочной точки опоры.
Протекает она следующим образом: строят волютивную сущность по семиотическому плану: мир Aziluth этой сущности всецело принадлежит оператору, этот мир должен своим влиянием проникнуть в миры Brian, Jezirah и Asian пациента; но Aziluth оператора живет своим влиянием в соответственных трех мирах самого оператора, значит, последний должен совершить следующее — связать свой Brian, Jezirah и Asian с аналогичными элементами пациента, воспользовавшись временным усыплением его Aziluth; тогда три низших мира пациента войдут как бы временными органами в составной организм оператора с пациентом; после этого задача оператора сводится кчастному самовнушению. Он внушает, если так можно выразиться, этическую болезнь той части нового составного Briah, которая соответствует бывшему свободному Briah пациента; болезнь формы — той части общего Jezirah, которая соответствует бывшему отдельному Jezirah пациента, и физическую болезнь соответствующей части общего Asiah. Вы скажете, что мудрено захватить целиком три чужих мира. Их и не захватывают целиком; завладевают лишь крохотной их частью, заражают эту часть соответствующей болезнью и предоставляют последней охватить возможно большее число бывших органов пациента, старательно оберегая при этом собственные органы, вошедшие в состав сложного организма. Ведь вы не будете отрицать, что этическая неудовлетворенность отдельным явлением может иногда разрушить душевную гармонию слабого субъекта, что дефект в порождении частной формы может подорвать целую формальную систему, что болезнетворный зародыш, привитый клеточке, может заразить целый организм.
Из сказанного непосредственно следует, что умышленно заражаемые элементы должны по возможности принадлежать к числу тех, которые своим строением или физиологическими отправлениями недурно характеризует весь организм или один из самых существенных ее органов, функционально связанных с интересующими нас феноменами.
Для этического энвольтования гордого человека важно подцепить элементы, стоящие в связи с его самолюбием; для формального энвольтования человека, проникнутого эстетическим чувством, важно внести элемент уродства в его мир Jezirah; для энвольтования мира Asian на любовь, на смерть или на болезнь удобнее захватить кровяные шарики, нежели часть поверхностного слоя эпителия.
Помимо сказанного вы немедленно выводите необходимость искусственного придания захваченным несущественным элементам отдельной области принципиальной существенности, хотя бы и с помощью усилий, проходящих в планах, отличных от плана захваченной части. Например, мне удалось захватить только волосы пациента; я леплю восковую куклу, похожую на пациента, и прикрепляю волосы к ее голове. У меня не хватило материала в мире Asian, но я как будто отыгрался на мире Jezirah.
Допустим, что мне вдруг понадобилось внушить пациенту постоянный страх, а я не знаю в точности, что его страшит, но знаю, что его удивляет. Я настраиваю весь составной организм на удивление и со своей стороны по мере сил примешиваю к удивлению страх. Когда последний привился пациенту, я в себе побеждаю и страх, и удивление; это мне удается, если я сам мало склонен к удивлению. В противном случае я заразил и себя страхом, ассоциированным с этим аффектом.
Так называемый «возвратный удар» при энвольтовании и есть результат попытки привить другому болезнь, к которой я сам более восприимчив, нежели он. Конечно, в этом случае все падает на меня. Опасающийся за свою безопасность человек получит возвратный удар, если будет энвольтовать другого на несчастье в физическом плане; влюбчивый человек, энвольтующий другого на любовь, сам влюбится безумно и безнадежно и т. д.
Страховка энвольтования третьим объектом (о ней мы уже говорили) предполагает постановку этого объекта на задний план в ментальной части энвольтования, но одновременно очень умелый подбор его по астральным и физическим свойствам: ведь согласно сказанному, третий объект должен быть в трех низших мирах сефиротической системы чувствительнее самого оператора к восприятию энвольтируемого содержания. Если я энвольтую на тоску и растущее изнурение ею, то удобно страховать себя от возвратного удара подстановкой собаки, умеющей тосковать и изнуряться от тоски, но очень неудобно было бы страховать себя переносом влияния на знакомую ворону.
Теперь вам понятно, почему энвольтирующие норовят достать кровь, зубы, ногти, пот, семя и т. п. энвольтируемого; почему они вводят эти элементы в состав вольта, т. е физической опорной точки операции; почему они часто смешивают свои выделения или отделения с аналогичными частями пациента; почему в одних случаях они довольствуются куколкой, фотографией и другими формальными подобиями, вводя в их состав реальные части организма пациента, а в других предпочитают живой организм (жаба), уподобленный формально пациенту (наделения его именем пациента и подобными манипуляциями); поэтому понятно, зачем при чисто энергетическом воздействии, скажем, при желании заставить человека упасть на улице, идут за ним нога в ногу его же походкой, умышленно спотыкаются, чтобы и тот споткнулся, и лишь в последний момент удерживаются от собственного падения.
Весь дикий ритуал знахарок, колдуний, черных магов и т. п. находит себе объяснение в приведенных мной тезисах. Это все настолько же просто, насколько гадко, и ключ ко всему лежит в соответствии активности одного и пассивности другого.
Метод отражения нападений во всех планах один: «не зевай», будь активен, будь занят, будь на чем-нибудь сосредоточен. Человек, стерегущий свое поле, заметит попутно благодаря собственной бдительности и порубщика леса, и браконьера.
«Не зевай» в ментальном плане: молись! в особенности за врагов. Кто молится за врагов, тот не планирует мести: кто сам не строит планов мести, тот разучится приписывать таковые другим; кто не подозревает других в злобных замыслах, тот не знает страха; кто не знает страха, того мудрено энвольтовать на опасность.
«Не зевай» в астральном плане, будь занят определенными формами, тобой избранными или порожденными, чтобы тебе не навязали форм со стороны. Знай, чего желаешь, чтобы тебе не навязали беспорядочных желаний. Люби избранницу своего сердца, чтобы не навязали тебе со стороны ложное подобие любви. Присоединись к определенному эгрегору, соответствующему твоему миросозерцанию, чтобы тебя не втянули в цепь чужого тебе дурного эгрегора.
«Не зевай» в физическом плане. Тренируй свое тело, дабы жизненная сила его вырабатывалась качественно и количественно подходящим для определенных занятий образом; чтобы органы твои развивались монофункционально, тогда они окажут сопротивление какому угодно энвольтованию.
Помни раз и навсегда, что энвольтованию подвержен более всего праздный, разбрасывающийся человек, что идейный, формальный или реальный труженик огражден плотной броней от посторонних покушений. У него мир Aziluth хорошо проникает остальные; он индивидуализован, он подобен замкнутой системе, которая для внешнего мира всегда Иод и лишь тогда играет роль Хеи, когда добровольно воспринимает высший инфлукс.
Не будь раком, пятящимся к луже; тебе не будут страшны ни волк, ни собака, и капли твоей крови не будут красоваться на тропинке к услугам всех и каждого. Достаточно с тебя неволи бинера Башень и сознательного подчинения иерархии конуса лунных лучей; ты знаешь их первичное происхождение и в отраженном свете научишься чтить истину его первоисточника.
Вот что говорит нам традиция и оккультный опыт. Посмотрим, что скажет светская наука.
С 1891 года полковник де Роша занимался опытами по так называемой «экстериоризации чувствительности» пациента, погруженного в состояние глубокого гипноза. Вы уже сами подметили при изложении мной теории энвольтования, что первая фаза этих приемов клонится к установлению между оператором и пациентом чего-то, напоминающего «etat de raport», и помните, что это состояние принадлежит к числу фаз таблицы полковника де Роша.
Последний, действуя магнетически специально на область зрительных центров субъекта (короткие продольные или кругообразные пассы на лбу или около глаз пациента), добивался следующих результатов: поверхность кожи пациента становилась абсолютно нечувствительной к раздражению; чувствительность постепенно по мере работы пассами переносилась на ряд особых поверхностей, окружавших тело пациента и отстоявших друг от друга на 5 или 6 сантиметров (первая, ближайшая из поверхностей, отстояла от кожи пациента лишь на 3 сантиметра).
В промежутках между поверхностями пациент не обнаруживал чувствительности. Число поверхностей умножалось с продолжением работы магнетизера, так что последняя из них находилась в нескольких метрах от пациента. Укол булавкой одной из поверхностей вызывал боль. Стакан воды, помещенный в систему поверхностей, производил то, что де Роша назвал «одической тенью», а именно, за стаканом пропадало несколько, поверхностей, как бы втягиваясь в этом месте в воду; вдобавок вода, если так можно выразиться, растворяла в себе чувствительность, и, унеся стакан далеко от пациента, можно было причинить ему боль уколами воды и озноб— ее охлаждением.
Приблизительно те же результаты получались с восковой куколкой, помещаемой в поверхности уровня чувствительности.
Уколы воды переносились на ту часть тела, которая была ближе всего к воде в период ее нахождения на поверхности уровня; уколы в верхнюю часть куколки передавались в верхнюю часть тела пациента; уколы в нижнюю часть куколки — в нижнюю часть пациента. Опыты со стаканом и куклой удавались лишь в том случае, когда расстояние от стакана или куклы до пациента не превышало определенной величины, значительно превосходившей расстояние последней поверхности уровня от пациента.
Чувствительные люди, присутствовавшие при опытах, видели поверхности уровня светящимися подобно тому, как для них обычно светится кожа человека с неэкстериоризованной чувствительностью. Эти опыты были опубликованы в 1892 году.
Предпринималось фотографирование пациентов на пластинки, в одном случае— приложением к поверхности кожи негипнотизированного субъекта, в другом случае — к поверхностям уровня экстериоризованной чувствительности загипнотизированного.
В первом случае попытки энвольтования по фотографии абсолютно не удались (активность незагипнотизированного субъекта и отсутствие e'tat de raport); во втором случае прикосновения к фотографии ощущались пациентом, а царапины на пластинке вызвали у пациента стигматы в форме подкожной красноты.
Вот что говорят опыты, произведенные в присутствии двух врачей и одного математика.
Результаты эти как нельзя лучше иллюстрируют методы энвольтования и не нуждаются в дальнейших пояснениях.
ק Девятнадцатый Аркан
Знак алфавита, соответствующий 19-му аркану (ק (Коф);его числовое значение = 100;
астрологическое соответствие аркана — знак Рыб.
Иероглиф аркана топор—топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана.
Ученое название аркана— «Lux resplendes» (ослепительный Свет); вульгарное название — le Soleil.
Картинка аркана изображает двух голых маленьких мальчиков, резвящихся за каменной оградой и освещаемых яркими лучами Солнца, переходящими внизу в сплошной золотой дождь.
Три заголовка этого аркана достаточно объяснены в тексте 10-го аркана. Это дает нам право приступить к арифмологическим разложениям числа 19.
и 19 = 18 + 1
и 19 = 17 + 2
и 19 = 16 + 3
и 19 = 15 + 4
и 19 = 14 + 5
и 19 = 13+ 6
и 19 = 12 + 7
и 19 = 11 + 8
и 19 = 10+ 9
Нам уже многое сказала «Изумрудная Скрижаль». Дослушаем ее, ибо то, что мы еще не успели процитировать из ее текста, относится непосредственно к 19-му аркану: «Таким образом ты овладеваешь славой всего мира, и от тебя удалится всякая темнота».
«В этом заключается мощная мощь всякой мощи; ибо она победит все тонкое и проникнет во все плотное».
«Таким же образом создан мир. Отсюда вытекут чудесные применения, механизм которых заключен в этом же».
«Вот почему я назван Гермесом Трисмегистом, владеющим тремя частями всемирной философии».
«То, что я сказал о Солнечном делании, реализовано». Рассмотрим теперь этот текст с точки зрения первого заголовка нашего аркана, т. е. с точки зрения отыскания метафизически плодотворных истин. Перед цитируемым текстом, как вы помните, стояла характеристика Бафомета. В этой характеристике предлагают искать элементы мировой славы и всяческого просветления. Иначе говоря, тайны Соломоновой звезды и гностического миросозерцания — это ключ к метафизическому всезнанию.
Как это понять? В XIX главе «Догмы Высшей Магии» Элифас Леви остроумно говорит, что в метафизическом плане Философский камень имеет форму куба.
В этом кубе он предлагает вам рассматривать три пары взаимно-противоположных граней: на первой паре граней написаны — имя Соломона שלמה и имя Божие; на второй паре граней — имена אדס (Адам) и חוח (Ева); на третьей паре — имена AZOTH и INRI. Он хочет этим сказать, что ключ к плодотворной истине дается тремя степенями тамплиерского посвящения; что первая степень— степень каббалистического цикла, раскрывает тайну взаимоотношений архетипа и посвященного человека (Shlomoh); имя Божие умышленно не указано, почему — об этом знают посвященные; что вторая степень — степень магического цикла, раскрывает тайну влияния активного на пассивное; что третья степень— степень герметического цикла, раскрывает тайны универсального растворителя (AZOTH) и универсального обновителя
(INRI).
Вот что я могу и что вправе сказать вам об этой части аркана.
Мы уже знаем задачу этического герметизма. В составе каждого человека есть материал, надлежащая группировка и цементирование которого позволяют личности сделаться добродетельной. Отцом добродетели будет активность субъекта (Солнце); матерью— пассивность (Луна); выношена добродетель будет ветром астральной среды; взращена она будет матерью — Землей, ибо проявиться может лишь в мире жертвы — в мире зодиакальном. Но вызвать процесс рождения ее, процесс вынашивания и процесс применения может только тот же Телесма, который является оболочкой воли (пентаграмма сама создает собственную добродетель).
Как для выработки суждений в области герметической философии человеку необходимо отделить веру от знания и затем синтезировать их в стройное целое, так и в этическом герметизме нельзя не отдать себе отчета в том, какие побуждения принадлежат верхнему и какие нижнему треугольнику. Надо довести себя до сознательного восприятия принципиальных советов сверху и до вполне сознательной оценки грубых фактов внизу. Тебе говорят сверху «Люби ближнего»; но как любить? в чем любить? что делать для этого? «Как самого себя». Но познать любовь к самому себе в полном объеме можно лишь в плане инволюции; в плане нижнего треугольника. Итак, надо раздельно познать высокие идеалы стремлений к реинтеграции, параллельно этому изучить собственный грубый эгоизм и связать оба элемента великими законами этики; надо попеременно подниматься от Земли к Небу и снова возвращаться с Неба на Землю, черпая тезисы вверху и внизу. Тогда добродетель получит полную силу, и в сердце не останется никакой темноты. Тогда твоя добродетель ассимилирует себе все тонкое, т. е. отчасти уже добродетельное, процессом составления цепей и проникнет во все плотное, т. е. победит косность эгоизма масс и против их воли привьет им этические начала. Ведь и в чистой герметической философии ум бродил от Неба(принципы) к Земле (факты) и обратно, от Земли к Небу, т. е. занимался дедукцией и индукцией. Здесь этим же занято сердце. Там наградой было полное прозрение причинностей умом. Здесь наградой явится полный мир в сердце, полная гармония астросома, который проявляет себя активно милосердием и справедливостью постольку, посколько он видит желания и нужды ближнего. Там ум решит всякую отвлеченную задачу (победит «тонкое») и проникнет в объяснительное толкование мира фактов («плотное»). Здесь сердце сформирует братство добродетельных и повлияет на моральный уровень общества. И тут и там чудеса, тесно примыкающие к вопросам космогонического характера («sic mundus creatus est»). И там и тут три великих принципа: активная Сера стремления вверх; пассивный Меркурий познания низов; уравновешенная Соль гармонизация первых двух. И там и тут четыре элемента: в метафизике — желание найти истину и желание ее передать; желание воспринять и желание систематизировать воспринятое; первые два суть י (Иод) и ו (Вав); вторые два суть ח Хеи; в этическом герметизме Иод эволютивных поступков, Вав поступков инволютивных; правое Хеи положительных аффектов и левое Хеи аффектов отрицательных; и там и тут пятый действующий элемент в роли оператора в центре кватернера; в метафизике — ум падшего Адама, познавшего добро и зло Великой либрации; в этическом герметизме — квинтэссенция воли, играющей герметическим крестом. И там и тут — монада, могущая прославиться универсальной славой («Sic habebis gloriam totius mundi»).
Заключительные фразы текста «Изумрудной Скрижали» утверждают, во-первых, что власть Гермеса простирается на все три плана; во-вторых, что Солнечное делание завершено, т. е., что оно было реализовано не только в двух высших, но и в физическом плане. Итак, великая Скрижаль египетской традиции признает алхимию.
Не буду посвящать здесь ни строки историческим подтверждениям того же тезиса. Желающих с ними ознакомиться отсылаю к сочинению Папюса «La Pierre Philosophale», Paris, 1889.
Моя задача — дать вам картину алхимического делания, аналогичную высшим фазам герметизма и позволяющую хотя бы отдаленным образом ориентироваться в трудностях изложения классических сочинений по алхимии.
Здесь «Изумрудная Скрижаль» пригодится каждой крупицей своего текста.
Первый стих ее провозглашает закон аналогий и тем самым разрешает нам перейти от герметизма высших планов к алхимии.
Второй стих провозглашает единство субстанций, а следовательно, и единство материи.
Третий стих ясно указывает нам на участие Золота (Солнца) и Серебра (Луны) в процессе делания. Он же подчеркивает значение среды и значение материальной точки опоры (Земля).
Четвертый стих намекает на участие магнетизма оператора в процессе делания (новейшие алхимики полагают, что этот астральный агент может быть заменен использованием ресурсов природного электрического кабира).
Пятый стих указывает на твердое состояние Философского камня или порошка.
Шестой стих ясно указывает на основное воззрение алхимиков на металлы, по которому вся совокупность известных металлов может быть расположена в прогрессивную шкалу биполярного характера; один полюс совершенства соответствует Серебру (может быть, Платине), другой полюс — Золоту. В этих двух металлах наиболее совершенно связаны два принципа— принцип Серы и принцип Меркурия, причем в Серебре эта связь реализована самым совершенным образом для проявления меркуриальных свойств, а в Золоте— для проявления серных свойств. Остальные члены ряда металлов рассматриваются как соединения, не дошедшие в совершенстве до Золота в положительном направлении.
Выходит, что во всяком металле (если хотите — даже во всяком простом теле) реализована связь Серы с Меркурией, но только в Золоте и Серебре эта связь осуществлена герметически совершенно. Чтобы превратить другой металл в серебро или золото, надо прежде всего разрушить установившуюся в этом металле несовершенную связь, так сказать, отделить тонкое (Серу, Огонь) от плотного (Меркурия, Воды), а затем установить новую связь, совершенную, типа преобладания пассивности или типа преобладания активности, смотря по тому, в какой из благородных металлов хотят превратить неблагородный.
Вот об этом-то отделении тонкого от плотного и говорит «Изумрудная Скрижаль».
Принцип-Сера с принципом-Меркурием нейтрализуются принципом-Солью, соединяясь в общую шкалу, именуемую «Азотом мудрецов».
На практике мы всегда имеем дело с Солью как основой проявления тел и с Азотом мудрецов как основой возможности освобождения пленных принципов, связанных Солью.
Седьмой стих подчеркивает важность переходов самой материи делания от состояния тончайшего элемента (Огонь) до грубейшего (Земля). Этот стих охватывает область манипуляций для перегонки соединений.
Восьмой стих просто поощряет алхимика на делание!
Девятый стих утверждает единство материала, добываемого алхимическим деланием. Одно и то же дитя операции в разных стадиях своего развития владеет различной силой и качеством. Путь к приготовлению порошка, облагораживающего неблагородный сплав в серебро в количестве, превышающем его собственный вес в десять раз; путь к приготовлению порошка, превращающего неблагородный металл в серебро в количестве, превышающем его собственный вес в 1000 раз; путь к получению золота пропорцией 1 на 100; путь к тому же в пропорции 1 на 10 000 — один и тот же. Разность качественных и количественных свойств определяется лишь продолжительностью делания, а не различием метод его проведения. Это все один и тот же камень в разных фазах зрелости.
Десятый стих напоминает нам о существовании золота и серебра на земле. Он говорит нам: «Природа своими естественными ресурсами довела одни химические соединения до одной степени совершенства, другие до другой; в природе есть золото и серебро, т. е. есть металлы, достигшие полюсов совершенства. Почему же тебе не попробовать, вооружившись металлами, не дошедшими до полюса, довести их до него? Почему бы не уподобиться Творцу, разъединивши два принципа, вернувши их к прежнему состоянию и вновь связавши совершенным образом». Для вящего поощрения этот стих прибавляет: «Есть чудесные адаптации этого же Делания». И перед вами восстает традиционная картина приема внутрь Философского камня c целью поднять жизнедеятельность устаревшего организма; приготовление эликсира жизни; взращивание растений в очень короткое время и т. п.
Об одиннадцатом и двенадцатом стихах мы уже говорили. Теперь, когда вы знаете, что в алхимическом делании также три принципа (Сера — Соль — Меркурий), также четыре элемента (Излучающее, Газообразное, Жидкое и Твердое состояния материи), я могу спокойно говорить вам о динамическом цикле Великого делания, распадающемся на четыре фазы.
Эта подготовка сводится к приготовлению Меркурия философов, иначе сказать — Универсального растворителя; иначе сказать.— Азота мудрецов; если говорить попросту — того, что мы называем Астральным светом в форме конденсации двоякополяризованных вихрей.
Для добывания этого деятеля служит особый минерал, именуемый «Магнезией Мудрецов» или «Маркасситом Мудрецов».
Добывают «Азот» из «Магнезии» таинственной операцией применения электричества или личного магнетизма (отсюда упоминание о «Стали философов» и о «Магните философов»).
Обыкновенные металлические золото и серебро подвергаются действию Азота мудрецов для освобождения из них живого Солнца (металлогенией Серы) и живой Луны (металлогенного Меркурия) в максимальных количествах. Можно было бы действовать и над неблагородными металлами или только над одним золотом, но тогда дело шло бы медленнее.
Освобожденные принципы в форме двух ферментов заключаются в стеклянную тюрьму, называемую яйцом, и подвергаются медленному нагреванию на слабом огне масляной лампы.
Время и теплота определяют целый ряд физических и химических феноменов в яйце. В первые недели обугливания материал принимает неопределенные цветовые оттенки. Это время называется «царством Меркурия». Потом масса зеленеет и, наконец, чернеет. Сначала наблюдается чернота на поверхности (голова Ворона), затем чернеет вся масса и начинается так называемое «царство Сатурна». Масса помирает, чтобы возродиться, подобно масону в ритуале посвящения в степень Мастера. Чернота, продержавшись довольно долгое время, переходит в коричневатые тона, часто с синеватыми отливами. Наблюдается отделение паров, вновь ниспадающих в форме дождя. Это — «царство Юпитера». Затем наступает «царство Дианы», характеризуемое ослепительным белым блеском массы. Если нужен порошок для белого превращения (в серебро или платину), то вторая фаза операции закончена; но если мы стремимся к красному превращению, то нужно продолжить нагревание, не обращая внимания на переходы массы из жидкого состояния в твердое и обратно. Масса зеленеет, синеет, делается темно-красной. Все это— «царство Венеры»; потом принимает оранжевый оттенок, затем окрашивается, подобно «павлиньему хвосту», разом во все цвета радуги («царство Марса»). Наконец в яйце над массой появляются пунцовые пары; они сгущаются, масса высыхает, накаливается и при охлаждении яйца застывает в форме небольших зерен макового цвета. Это завершение последнего периода, называемого «царством Аполлона». Теперь разбивают яйцо и в нем находят очень тяжелый кристаллический порошок ярко-красного цвета с запахом обуглившейся морской соли. Этот порошок обладает свойством обращать в золото по прошествии двух часов кипячения ртуть или расплавленный свинец в количестве, равняющемся удесятеренному весу самого порошка.
Камень, или основа, подвергается действию Азота мудрецов или, что проще, просто заключается снова в яйцо вместе с количеством золота, в сто раз превышающем вес самого камня. Яйцо снова подвергается действию огня. Смена цветов возобновляется в старом порядке, но происходит значительно быстрее. Новый красный камень, во-первых, гораздо тяжелее смеси прежнего камня с расплавленным золотом, заключающейся в яйце, а по преобразующим свойствам в десять раз сильнее первого. Новое умножение снабжает камень коэффициентом 100 по отношению к первому Деланию. Обыкновенно делают лишь три умножения, так что окончательно полученный камень может трансмутировать ртуть или расплавленный свинец в пропорции 1 на 10 000.
Берется жидкая ртуть, или расплавленный свинец, или расплавленное олово в количестве, соответствующем силе камня. Если камня много, то им пользуются по частям. Кристаллы камня толкутся в мелкий порошок. Небольшие количества этого порошка старательно заключаются в восковые пилюли, бросаемые в соответствующий сосуд с неблагородным металлом, и последний подвергается кипячению, для золота в течение двух или двух с половиной часов. Если речь идет не о красном порошке, а о белом, то для получения таким же методом серебра достаточно четверти часа кипячения. Масса, эволирующая в яйце, называется Rebis.
Бессмертный очаг или «атанор» представлял из себя в старину совокупность трех частей. В нижней части помещалась масляная лампа с четырехнитевым фитилем в начале (до Головы ворона); потом с четырнадцатинитевым и, наконец, с двадцатичетырехнитевым (уже в фазе Дианы).
Средняя часть сосуда содержала выступы для поддержки чего-то вроде сковородки или блюдечка. В это блюдечко насыпали песку, а в песок погружали яйцо до трети его поперечника. Масса — Rebis — в яйце возвышалась лишь до четверти его поперечника.
Верхняя часть сосуда состояла из стеклянного купола, отражавшего теплоту внутрь прибора.
Еще раз напоминаю, что во второй фазе Делания нет прямой необходимости одновременного использования золота и серебра. Многие действовали Азотом мудрецов на одно только золото и все же получали удовлетворительный Rebis.
ר Двадцатый Аркан
Знак алфавита, соответствующий 20-му аркану ר (Реши). Числовое значение этого знака = 200; астрологическое соответствие — планета Сатурн.
Иероглиф аркана— голова человека, понимающая пользу врученного ему в предыдущем аркане топора, выглядывающая в окно, им прорубленное, и направляющая человека при сознательных переходах от одной фазы жизни к другой. Ученое название аркана «Resurrectio mortuum» (воскресение мертвых). Вульгарное— «lе Jugement».
На картинке мы видим трубящего ангела в небесах. Издаваемый им трубный звук символизирует притяжение человека эволютивным инфлуксом архетипа. Двадцатый аркан есть тайна притяжения Хеи человеческой жизни Иодом Божественной любви. Отсюда первый заголовок — Attractio Divina.
Внизу мы видим фигуры мужчины, женщины и ребенка, преобразованные жаждой новой жизни. Здесь оба полюса человечества и нейтрализующее их звено Вав. Эти восставшие люди символизируют содержание второго заголовка аркана — Transformatio Astralis.
Астральное самосовершенствование, как вам известно, захватывает и активность и интуицию, притом оно и нами самими, и окружающей средой учитывается по андрогинным плодам, нами порождаемым. Подъем индивидуальности влечет за собой утончение ее волютивных продуктов. Вот почему на картинке вместе с отцом и матерью фигурирует и ребенок.
Но все три фигуры вышли из гроба. Об этом свидетельствует открытая могила и отваленная плита. Для фигур произошла и перемена обстановки; перемена среды, в которой они пребывали. Отсюда третий заголовок аркана - Mutationes in Tempore.
И действительно, всякое усилие вырваться из-под крышки Цади приведет прежде всего к перемещению без освобождения от крышки. Ведь птица сначала кидается по всем углам своей клетки и, только исследовав ее полностью, убеждается в невозможности уйти. Так и мы. Сначала мы рассаживаемся на всевозможные лады, чтобы настроить свой земной квартет. Выжидаем обновления клеточек собственного тела и убеждаемся, что новое тело такая же тюрьма, как и старое. Пробуем всевозможные усовершенствования в физическом плане, переносимся во всевозможные местности и все время оказываемся пленниками зодиакального плана. Тогда только мы начинаем думать о том, что пленной птичке надо переработать самое себя, чтобы иметь шансы На освобождение. Мы принимаемся за астральную самопереработку, одновременно с собой утончаем природу и начинаем все яснее и яснее воспринимать призыв трубы архетипа, сначала плохо доносившейся до нас и смутно понимаемый нами лишь в минуты полного затишья наших страстей и временного прекращения ужасающего стука колеса фортуны.
Итак— менять, менять, менять без конца! Но менять эволютивно. Вот наш девиз. Когда нет под рукой лестницы для подъема, передвигаться по горизонтальным галереям в надежде найти лестницы в их конце. И даже иногда спускаться вниз, если мы твердо уверены, что дальше есть мощный подъем. Это — судьба искателя. Теперь рассмотрим аркан арифмологически.
и 20 = 19 + 1
и 20 = 18+ 2
и 20 = 17 + 3
и 20 = 16+ 4
и 20 = 15 + 5
и 20 = 14 + 6
и 20 = 13 + 7
и 20 = 12+ 8
и 20 = 11 + 9
ש Двадцать первый (или нулевой) Аркан
В алфавите знаком этого аркана служит ש (Шин).Числовое значение знака ש = 300. Астрологических соответствий аркан не имеет.
Иероглифом служит стрела в колебательном движении.
Этот символ наводит нас на представление о чем-то предельном, мало уловимом без предварительного изучения непредельных, более общих фаз движений той же стрелы, встречающейся в 7-м или 15-м арканах..
В седьмом аркане стрела летит прямолинейно, по законам метафизически необходимым и научно понятным.
В пятнадцатом аркане она движется по окружности или, лучше сказать, по спиральной линии, определяющей узловые точки астрального вихря.
Здесь, в двадцать первом и таинственнейшем из арканов, это движение претворилось в колебательное.
По-видимому, колебание можно искусственно подвести под тип движения по замкнутой линии и считать каким-то очень частным проявлением, но это не помешает нам этой частности придавать большое значение в практической сфере.
Научное название аркана Furca (вилы) намекает лишь на форму самой буквы; вульгарное название — le Fou — относится лишь к картинке.
Будем искать в последней разрешения вопроса об истинном значении аркана или по крайней мере об общем характере его истолкования.
По скале к обрыву спешно шествует человеческая фигура. На голове ее красуется дурацкий колпак; она смотрит не на обрыв, а куда-то в сторону, где ничего не видно, не замечает крокодила с отверстой пастью, притаившегося за обрывом; не обращает внимания на истерзанность и неприличие своего костюма, вдобавок еще и раздираемого псом, следующим за нею по пятам. В правой руке безумного путника красуется прочный жезл, на который он не опирается и которым даже не пользуется, чтобы отогнать собаку. Левой рукой безумец придерживает конец палки, на которой за его плечами подвешен значительных размеров тяжелый куль.
Что это за путник?
Человеческая фигура служит указанием на индивидуализацию затрагиваемых арканом сил. Но как эти силы употреблены?
Телесный человек, по-видимому, создан для жизни в физическом плане, а на картинке он идет к бездне, где его вдобавок ждет пасть крокодила.
Назначение одежды — прикрывать и защищать тело. Здесь одежда не выполняет своего назначения, как и посох странника.
Он торопится, но вместе с тем не догадывается сбросить куль и отогнать собаку.
Словом — он ведет себя удивительно, неожиданно для зрителя.
Можно сказать, что в его поведении есть элемент какого-то чуда, для демонстрации которого надо отречься от собственных ресурсов, пользуясь своим телом и инструментами, находящимися в его распоряжении, вопреки их прямому назначению.
Эффект есть, но он добыт какими-то контрастами, желанием пренебречь нормальной логикой поступков.
Дополним впечатление арифмологическим анализом номера аркана.
Но что взять за номер?
Предлагают О, предлагают и 21.
Нулевой номер следует понимать как намек на исключительное положение аркана и на нежелание выводить его из других.
Число 21 более плодотворно.
Уравновешенный, способный к проявлению элемент (1) вводит условия существования мира, перемены положения вещей (20).
Напр., архетип эманирует ментальную сферу или идея облекается формой посредством ускользающего от нас в своей механической части процесса. Или — форма волютивного проявления таинственно вызывает фактические проявления в физическом плане.
По этому разложению мы и составим заголовки аркана в областях проявления элементов теософического тернера.
В проявлениях архетипа арканом ש отмечается высоко таинственный процесс эманации мира Aziluth. Чисто духовное начало вдруг проявило себя какими-то весьма лучезарными, но вместе с тем ментальными, т.е. очень густыми по сравнению с эссенцией архетипа излияниями первичных десяти сефир. Процесс этот озаглавлен Radiatio.
В плане человечества аркан ש не менее таинственно отразился в процессе перехода от общечеловеческих ментальных проявлений к тому, что мы называем «знаком». Под этим термином будем разуметь элемент астральной сигнализации, т. е, того, что одна личность может формально познавать в других так называемым шестым чувством (чувство астрального восприятия). Впечатления, доставляемые этим восприятием, мы на языке физического плана передаем как цветовые, геометрические, акустические, осязательные, обонятельные, но дело не в том, как передается на условном языке астральный «знак», а в тайне появления самого знака как оболочки идеи.
Итак, вторым заголовком будет — Signum. В плане природы нас с самого начала курса заинтересовал переход от учета энергии как астрального проявления, к учету накопления той же энергии, оцениваемого Органами чувств в области неотъемлемых качеств так называемой материи.
Тайна перехода запаса кинетической энергии в атрибут твердости; тайна механизма вызова движения в пациенте при помощи затраты энергии воображения оператора — вот что нас давно интересовало и вот что составляет ש для плана природы.
Та великая иллюзия, которую мы именуем материальньш миром, своим существованием задает нам загадку природы и дает третий заголовок аркана — Materia.
Обратное разложение: 21 = 20 + 1 даст схему положения уравновешенной, принципиально способной к проявлению личности (1) в ту пору, когда она подавлена арканом двадцатым, т.е. элементами возрождения; когда эти элементы ей не под силу; когда она не может справиться с новизной задач, встречающихся на ее пути; когда она не опирается на жезл доступных ей по существу посвятительных элементов; когда она даже не пользуется ими против препятствий чисто внешних, нелогически дозволяя им задерживать ее на безумном пути (нелогичность в самом безумии); когда она думает прикрыться лжепреимуществами, лжезащитами, подобными разорванной одежде, не греющей и не обеспечивающей элемента приличия в среде хотя бы ошибочного поступательного движения самой личности; когда она старательно удерживает за плечами тяжелый куль суеверий, предрассудков и условностей, не соответствующих созревшей для нее задачи возрождения (20-й аркан).
Как видим, картинка аркана иллюстрирует как раз отрицательную фазу его первичного арифмологического разложения. Да оно и понятно: самый аркан относится к величайшим и опаснейшим посвятительным тайнам.
Крайне рискованно было дать ученику хотя бы символическое указание на его механизм. А указание дать надо, раз аркан помещен в серии откровений. Вот Учителя и решили указать ученику на то, чего не надо делать, чтобы он своим умом дошел до схемы того, что нужно делать.
А какой путь медитации избрать ученику для посвящения в положительную фазу аркана?
Если он каббалист, то он начнет с изучения остальных арифмологических разложений числа 21 в положительных фазах проявления ש.
Последуем за ним и терпеливо углубимся в означенные разложения.
21 = 2 + 19, т. е. тайна ש опирается на знание закона аналогий и противоположений (2) плюс тайна Великого делания (19). |
21 = 3 + 18; тайна ש предполагает полную метафизическую культуру в операторе (3) плюс полный учет абсолютной иерархии, оккультных сил и возможных противодействий в физическом плане (18). |
21 = 4 + 17; хочешь владеть ש — изучи досконально арканы физико-химических явлений (4) вместе с арканами астральных влияний в природе и их ментальных основ (17). |
21 - 5 + 16; хочешь применить аркан ש — сознавай в себе неизмеримость человеческой свободы, могущество человеческой воли (5) и помни вместе с тем, что та же свобода может быть источником падения, дифференциации, сопряженной с материализацией (16). |
21 - 6 + 15; знай, что всюду две тропы (6) и что всюду ты можешь стать или повелителем, или рабом великого Бафомета (15). |
21 = 7 + 14; когда будешь себя чувствовать победителем (7), умеряй, гармонизируй (14) проявления своей силы. |
21 = 8 + 13; если ты работаешь в сфере установленной закономерности (8), знай и помни, что конечная цель твоей работы — подготовка к перемене плана (13); если ты можешь планомерно жить, поставь целью жизни достойную подготовку к смерти, т. е. к рождению в астральную жизнь; если ты ухаживаешь за беременной, то выбирай пищу и режим для плода, сообразуясь с необходимостью для него покончить утробную жизнь и начать жизнь в земной атмосфере; если ты устанавливаешь режим физического воспитания малолетнего, не забывай, что когда-нибудь придется перейти к воспитанию интеллектуальному, а воспитывая интеллектуально, не забывай, что ученик со временем обратится в деятеля. Но и обратно, имея дело с элементарнем человека, не забывай, что он был воплощен; при виде деятеля учитывай предшествовавшие на него влияния школы и родителей и т. д. |
21 = 9 + 12; кто хочет применять великую тайну ש, тот пусть посвятится (9) в соответствующих планах и будет готов к жертве (12). |
21 = 10 + 11; владеющий тайной ש опирается, с одной стороны, на автоматически действующую мировую мельницу (10), с другой стороны, на ресурсы мощных цепей (11) соответствующих планов. |
Вот схема медитаций оккультиста, желающего проникнуть в область применений ש.
ש = 300; это — тройка, но тройка развившаяся; тройка, проникшая в мир осложнений десятой сефиры в десятом ее проявлении.
Еще скажу несколько слов о таинственном аркане механизмов инволюции и эволюции.
Важно самому не идти к пропасти, где вас ждет отверстая пасть крокодила; важно самому вовремя сбросить пресловутый куль, отогнать собаку, опереться на жезл, запастись приличной одеждой, сбросить дурацкий колпак и смотреть прямо перед собой. Тогда вы не будете объектом для чужих операций инволютивного ש. Напротив, когда вам понадобится комбинировать реализации в подпланах ниже того, в котором обитает ваша свободная личность, вы сумеете надеть дурацкий колпак на сущностей этих подпланов и радоваться тому, что они не догадываются сбросить свой куль; сумеете избегнуть тех фаз, при которых они нечаянно могли бы воспользоваться своими жезлами; утилизировать то стеснение, которое они испытывают в удержанных ими неподходящих одеждах; натравить на них достаточное число собак, чтобы сбить их с толку даже в тех непланомерных реакциях, которые они пытаются оказывать, и в заключение спокойно, бесстрастно наблюдать, как они идут в пропасть вашей реализации, вампирически поглощающей их пастью астральной схемы вашего волютивного проявления.
Теперь уместно сказать, что аркан Shin планируется на картинке отрицательно не только для того, чтобы оккультист не давал другим надевать на себя дурацкий колпак, не только для того, чтобы он сам украшал им те сущности, с которыми собирается действовать как над пассивным началом, но и для того, чтобы он сам умел вовремя надеть его на себя, подражая фигуре нашей картинки. Дело в том, что развитая личность, сознавая иллюзорность физического плана, тяготится временами своей телесной оболочки и лженаслаждениями, ею доставляемыми. Сбросить эту оболочку до предельного срока личность не имеет права: карма предначертала ей программу испытаний и жертв ее инкарнации, и курс жизни должен охватить эту программу целиком. В эти моменты надо уметь закрыть глаза на несовершенства физического плана, надо уметь приохотить себя к жизни, увлекаясь ее побрякушками, надо уметь привить себе призрак счастья, которого, строго говоря, на земле не бывает. Но ведь такая прививка будет полным подражанием шуту двадцать первого аркана, полным, но добровольным отказом от материалов, добытых посвящением. Она будет отдыхом на трудном пути жизни. А ведь путник должен не только уметь неустрашимо шагать, но и осмотрительно, своевременно и расчетливо устанавливать периоды отдохновения, освежения сил. Скажу больше, кто никогда сам не отдыхает от мудрости, тот забудет обстановку личного эгоизма и не сумеет ориентироваться в жертвах, приносимых им ближнему, а ведь сказано: «Люби ближнего, как самого себя». Это значит: «Доставляй ближнему то, что ты самому себе доставляешь в минуты отдыха от мудрости».
Как я уже намекнул, тайна механизма (или по крайней мере метода) инволюций— это одновременно и тайна обратного эволютивного процесса. Вся разница в том, что падение совершается метафизически быстро, а возрождение— метафизически медленно. Я с умыслом прибавляю «метафизически», ибо речь, конечно, идет не о времени, а о том, что в процессе возрождения философски уместно отмечать как можно более фаз, тогда как в процессе падения на первом плане стоит учет причин и последствий такового.
Вот почему попытки каббалистического анализа процесса падения человека нам кажутся, осложненными, как бы искусственными тонкостями, тогда как схемы возрождения человечества с помощью этического герметизма нами легко и терпеливо усваиваются. Профан охотно, спокойно, без тревоги изучает Евангелие, что не мешает ему становиться в тупик при попытках анализа книги Бытия.
Вы видели, что Шин — страшный аркан. Неумело или не вовремя его применить значит задержать ход мировой эволюции. Вот почему его начертание пугает столь многих, даже посвященных. А между тем высочайшая, могущественнейшая, синтетичнейшая пентаграмма астраля יהשזה именно своим знаком ש обеспечивает себе возможность инкарнации, этой опорной точки искупления человеческих коллективностей, а следовательно, и реинтеграции первичного совершенного человека. Не будем бояться реализации, но будем в наших молитвах о посвящении ставить на первый план наше стремление познать двадцать первый аркан не уловкой, не воровским способом, не ценою соглашения с низшим астралем, а честно герметически, после систематического проникновения в предшествующие двадцать арканов. Тогда он приведет нас не к пагубным ошибкам, не к пятнам на карме, а к сознательному триумфу розенкрейцерской реинтеграции процессом полного тройственного применения Великого Аркана магии.
ת Двадцать второй Аркан
Знак аркана ת = 400 (Тав).Иероглиф его— грудь, в смысле близком к термину лоно; нечто синтетичное, все в себе содержащее: необходимое резюме предыдущих арканов.
Астрологически аркану соответствует Солнце, этот центр и синтез астральных проявлений нашей системы.
Как видим, все здесь указывает на необходимость свода в единое целое, на необходимость склейки, цементирования уже приобретенных сведений и умений.
Начнем с анализа картинки аркана, носящей название Corona Magica на ученом языке и Mundus (весь мир) на вульгарном.
В центре картинки— торжествующе пляшет голая женщина, слегка касаясь земли одной ногой. Это в метафизике синтез абсолютных истин, уже не нуждающихся в покровах, которыми не обманешь того, кто до них добрался. Это — высшее из доступных нашей ментальноети проявление архетипа; отсюда первый заголовок аркана «Absolutum».
Повторяю— это не обрывки абсолютно справедливых тезисов, это не зацепки на тяжелом пути восхождения к тайне Великого метафизического Аркана, это сам аркан как синтез метафизических основ мировой жизни. Короче сказать — это верхний треугольник супружества יה в схеме, приведенной нами при изучении четвертого аркана.
Но этот синтез не остается мертвым, даже и законченным, приобретением в высших планах; фигура женская, а женщина может вынашивать, может рождать. Это приобретение таинственным образом прольется оживотворяющим потоком в низшие подпланы. Посмотрите на фигуру— у нее в руках по палочке; обе палочки на одном уровне; она держит их параллельно друг другу; она владеет тайной бинера и свободно оперирует в астральной области, символизируемой великим Змием, обвивающим фигуру и кусающим собственный хвост.
Этот Змий очерчивает женщину правильным овалом; он ведет себя гармонично покорно воле фигуры, оперирующей бинером компенсаций. Но фигура наша, владея грозной формирующей энергетической средой астраля, одной ногой опирается на физический план.
Это— вторая тайна ее тактики: действие идет из менталя как центра, простирается на весь астраль, но берет опорную точку в готовых реализациях физического плана.
Вот схема оперативности фигуры. Для человечества астральное проявление фигуры, этот шестиугольник ו (Вав) средней части только что упомянутого нами сложного символа, сводится к совокупности применений уже завершенного великого делания. Это — умение использовать свою герметическую победу.
Отсюда второй заголовок аркана: Adaptatio Opens Magni.
Но взгляните еще на рамку картинки: в ее четырех углах красуется кватернер священных животных. Кватернер Сфинкса, девиз пресловутых oser, savoir, se taire, vouloir; этих элементов, столь многообразно истолковываемых на различных ступенях герметической школы перцепций элементов, употребительнейшие и старейшие наименования которых—Воздух, Вода, Земля, Огонь.
Элементы эти и составят в своих многообразных истолкованиях то, что мы именуем царством природы. Кто ими владеет, тот пользуется законами природы как орудиями выполнения своих хотений; у того не может быть неудач, ибо он не может захотеть чего-либо, противоречащего этим законам; чего-нибудь, выходящего из границ метафизической, астральной или физической абсолютной закономерности. Его личность вибрирует в унисон с эволютивным аккордом природы, и он всемогущ, ибо он абсолютно всехотящ в эволютивном мировом токе.
Отсюда третий заголовок аркана: Omnipotentia Naturalis как имя упомянутого нами восходящего тока.
Числовое значение аркана (400) по сравнимости своей с числом элементов (4) довершает истолкование картинки.
Посмотрим, что нам даст беглый арифмологический анализ аркана и к чему сведутся добавочные резюме, которыми естественно закончить цикл 22-х фаз восприятия Вселенной падшим человечеством.
Советую вам предаться медитации на тему о том, как и при каких обстоятельствах оккультисту уместно добровольно нагружать себя традиционным кулем суеверия, не пользоваться жезлом осторожности и закрывать глаза в сладком забвении. Не вдумывавшийся в этот вопрос адепт эзотеризма может быть очень высок по развитию, но никогда не будет счастлив на земле по-земному. Хорошо видеть, но часто бывает лучше не смотреть! хорошо быть осторожным, но какие бывают очаровательные неосторожности! хорошо Учителю не иметь ни суеверий, ни предрассудков, ни привязанности к условностям, но как скучно и пусто бывает иногда без этих милых побрякушек! ну, да довольно об этом! Перехожу к следующему арифмологическому разложению.
Силе (11) противопоставляй силу (11) в себе и других; цепи противопоставляй цепь; уверенности — уверенность. Делай так всегда и во всем — и незаметно для самого себя очутишься в положении фигуры с двумя палочками (22).
Но не забывай в своей пляске о необходимости искать хотя бы одной ногой опорной точки на земле. Ты увидишь астрального Змия безопасным для тебя, обвивающим тебя правильным овалом, и, углубившись в автобиографические данные, проанализируешь участие четырех священных животных в процессе твоей эволюции.
И тогда ты не побоишься показать себя нагим, т. е. самим собой в речах и поступках. Тебе нечего будет скрывать, ибо все в тебе будет совершенно.
Но если бы профан вас спросил, как на его языке можно определить привилегии, доставшиеся на долю счастливому обладателю двадцати двух арканов. Средневековая литература школы каббалистов отвечает на этот вопрос перечислением двадцати двух преимуществ мага над простым смертным. Зададимся целью разобраться в загадочном стиле этих ответов.
Преимущество א (Алеф). Маг видит бога в лицо не умирая и беседует запросто с семью планетными гениями.
Как понять этот текст? Он означает, что в ментальном плане, несмотря на полное ознакомление с потоком единства, посвященный сохраняет тип души, ему присущий, пока возможно. Я разумею под словом «тип» ментальный характер монады, который будет или Алеф (душа-искательница в метафизической области), или Гимел (душа-наседка, душа-собирательница), или Ламед (душа-слуга; душа, ищущая жертвы). В астральном плане тот же посвященный, видя над собой всепоглощающее клише יהוה и проводя вниз механизм того же клише, не гнушается сохранением до поры до времени своей личности и управления ее планетными свойствами. Он же в физическом плане, сознавая иллюзорность схем земного бытия, не разрушает добровольно ни своего тела, ни обстановки, в которой это тело оперирует.
Преимущество ב (Бет). Маг стоит выше всех печалей и боязней.
Это значит, что он не смущается задержками логического характера в плане метафизическом; отдалением души-сестры и медленностью успехов учеников своих в астральном плане, и не боится страданий и смерти ни за себя, ни за других в физическом плане.
Преимущество ג (Гимел). Маг царствует с небом. Ему служит ад.
Это значит, что в ментальном плане он участвует в работе эволютивных потоков в качестве теурга; в астральном плане — он маг в узком смысле этого слова и проводит вихри Бафомета от неба их ментального зародыша до ада астральных сгущений их низшей области; в физическом плане он— посвященный масон, играющий на людской слепоте, слабости и прочих Шинах и управляющий людскими добродетелями.
Преимущество ד(Далет). Маг распоряжается своим здоровьем и жизнью, а также здоровьем и жизнью других.
Это значит, что он управляет направлениями философии своего века (ментальный план);
полирует свои планетные свойства и планетные свойства своей цепи, воздействуя на волютивные стремления своей эпохи и на ее искусство (астральный план);
может применять свой животный магнетизм к оздоровлению самого себя и других (физический план).
Преимущество ה (Хеи). Адепта не может застать врасплох судьба; его не удручает несчастье; его не побеждают враги.
Это значит, что он знаком с реакциями основных законов логики (метафизическая судьба), с людскими паралогизмами (метафизические несчастья) и с людскими софизмами (метафизические враги).
Это значит, что он знает карму своего воплощения; знает законы эволюции собственного астраля и тайну противодействия, равного действию.
Это значит, что и в буквальном смысле его не могут тревожить перемены фаз физического бытия и он не боится разрушить то, что заведомо считает иллюзорным.
Преимущество ו (Вав). Адепт знает Ratio прошедшего, настоящего и будущего.
Это значит, что его трехпланной интуиции хватает на восприятие причинностей в метафизике, гностического закона в астрале и теории вероятностей в физическом плане. Преимущество i (Заин). Маг знает тайну воскрешения мертвых и владеет ключом к бессмертию. Это значит, что он метафизически может жить жизнью непадшего человечества (тайна воскрешения) и не пересматривать теорий, им обоснованных (ключ к бессмертию).
Это значит, что он обосновывает новые астральные формулы и клише на элементарном составе старых формул и старых клише, воскрешая таким образом эти последние, и закрепляет формы, астрально порожденные его цепью.
Это значит, что он, опираясь на традицию, непрерывно воскрешает реализованные физически элементы ее символизма и ставит твердые реализационные опорные точки типа бессмертного феникса.
Перечисленные семь преимуществ мага именуются каббалистами «Великими». Далее следуют семь «Средних» преимуществ.
Преимущество ח (Хет). Адепт обладает тайной Философского камня, т. е., по-нашему, девятнадцатым арканом в трех областях теософического тернера.
Преимущество ט(Тет). Адепт обладает универсальной терапевтикой.
Это значит, что он владеет искусством абсолютной критики в ментале, искусством разынвольтования в астрале и применениями лечебного магнетизма в физическом плане.
Преимущество י (Иод). Адепт осуществляет Perpetuum mobile и квадратуру круга, т. е., по-нашему, порождает двойные вихри и осуществляет вращение элементарной Rotae.
Преимущество כ (Каф). Адепт обращает в золото не только металлы, но и всякие отбросы.
Это значит, что в метафизике его наводят на абсолютную истину не только истины относительные, но и чужие заблуждения; что в астрале он не только доканчивает неполные формы, но может утилизировать и преломленные; что в масонской деятельности он не только доканчивает хорошо начатое, но утилизирует и перепутанные начинания. Тезис этот может быть понят и в буквальном смысле применительно к алхимии.
Преимущество ל (Ламед). Маг укрощает животных. Помимо буквального смысла содержит еще намек на управление элементалями, отгон лярв и т. п.
Преимущество מ (Мем). Адепт владеет искусством Notarikon, открывающим ему все тайны, т. е. попросту владеет каббалой.
Преимущество נ (Nun). Адепт умеет говорить учено и уверенно на все темы без предварительной к этому подготовки; прямой намек на то, что Лулли называет Ars Magna .
ס (Саммех). Маг судит о человеке по первому взгляду (интуиция, прозрение).
ע (Аин). Маг владеет арканом принуждения природы (церемониальная магия и естественные науки).
פ (Феи). Маг предвидит события, зависящие от рока.
צ (Цади). Маг может утешать всех во всем и давать советы во всех случаях жизни.
ק (Коф). Маг справляется со всеми препятствиями.
ר (Реши}. Маг может укрощать в себе любовь и гнев.
ש (Шин). Маг знает тайну богатства, умеет быть его хозяином, никогда не бывает его рабом; он умеет наслаждаться даже бедностью, не впадая в ничтожество.
Наш энциклопедический курс заканчивается этой главой. Для одних из вас он мог оказаться простым знакомством с содержанием и методологией ряда традиционных наук, фиксировавших в течение долгого времени внимание человечества; другие, быть может, попытаются приложить кое-что из курса к жизни, не меняя, однако, ее общего строя; но, быть может, найдутся и третьи, которые попробуют внести в характер своей работы новые элементы, а в строй жизни — целый ряд кажущихся неудобств, призванных служить добровольным испытанием своей силы воли и своих способностей к погружению в область специально посвятительного материала для медитации и специальной же тренировки личности.
Эта третья группа слушателей поймет, что все изложенное в курсе можно уподобить содержанию букваря, предназначенного для ознакомления читателя с азбукой языка, литература которого столь обширна, что изучению ее можно посвятить не одну, а несколько инкарнаций.
Предыдущая
страница |
Следующая
страница |