מ Тринадцатый Аркан
Знак 13-го аркана מ (Мем); числовое значение = 40; астрологического соответствия ему нет.
Иероглифом аркана служит фигура женщины в качестве посредницы по трансформации плана жизни: ведь женщина осуществляет для своего плода переход от утробной жизни к жизни в земной атмосфере.
Картинка аркана дает нам фигуру смерти в виде традиционного скелета с косой.
Здесь подчеркнуто значение смерти как преобразовательницы единой жизни в области многообразия ее форм. У скелета коронованная и некоронованная голова, но под его косой из земли вырастают новые руки и ноги. Смерть лишь по видимости что-то погашает в определенном плане: на самом деле она только трансформирует ценности этого плана. Ее нельзя рассматривать по аналогии с процессом сжигания кредитных бумажек без выпуска новых; ее скорее можно было бы уподобить процессу переплавки одних монет в другие.
На картинке 13-го аркана смерть обрисована односторонне, конкретно, но безусловно аналитически законченно.
Обращаю ваше внимание на еще две детали картины. Смерть изображается в виде действующего скелета. Но что означает скелет с символической точки зрения?
То, что мы считаем наиболее коагулированным и наименее изменяемым в нашем теле; это, так сказать, производная тела по его твердости; это то, на что наращиваются остальные элементы тела. Следовательно, принцип смерти неразрывно связан с началом прочных коагуляций и притом связан цепью причинностей. Мы именно потому должны умирать, что когда-то захотели коагулироваться, и этот вывод составляет непреложную истину математического характера. Истина эта находится под покровительством Сатурна, как и все неумолимо логические последствия наперед избранной посылки. Вот почему на талисманах Сатурна фигурирует скелет с косою; вот почему в обиходной постановке череп и крест-накрест сложенные кости так охотно избираются нами иероглифом девиза Memento mori. О необходимости разложения наших тел насмешливо напоминает нам именно то, что в чужих телах не успело разложиться, но что несомненно также осуждено на разложение и выветривание.
Доделанная картина смерти обратилась бы в картину новой жизни, а недоделанная подчеркивает тот переход, который мы именуем смертью. Накрест сложенные кости, этот мрачный кватернер служит последним вызовом коагулирующих гномов утончающим саламандрам, последней угрозой стеснения астросома физическим телом при посредстве обязательной для связующего их фантома деятельности по разрушению последнего. Кость кричит личности: «Ты имела опорную точку и благодаря ей действовала магически; так теперь в наказание будь связана с этой опорной точкой, пока не отдашь природе коагулированных тобою же элементов. Ты не будешь иметь полной свободы астральной жизни, у тебя останется маленькая земная забота. Ты не мгновенно перейдешь от трехпланной жизни к двупланной; ты познаешь переходную стадию и дашь ей имя смерть».
Вот что говорит картинка; об этом не вредно подумать.
При анализе аркана мы постараемся принять в соображение все эти пункты и начнем его с простого описания процесса смерти человеческой особи, как он понимается в житейском обиходе.
Тело отдельного человека по его воле (самоубийство), или по воле другой пентаграммы (насильственная смерть), или по смешанным причинам (законы природы, столкновения с чужими волевыми импульсами, собственная неосторожность, собственные законные порывы, ведущие к увеличению траты жизненных сил, и т. д.) стало непригодно к выполнению жизненных функций физического плана. Астросом борется с неисправностями этих функций, цепляется за малейшие предлоги к продолжению жизни тела как целого в физическом плане (агония), но в конце концов вынужден покинуть тело как непригодный механизм и начать новую двупланную деятельность, именуемую промежутком между инкарнациями.
Переход охарактеризован, но в нем несколько фаз. В данном элементарном курсе мы не задаемся целью исчерпать теоретическое и практическое значение всех этих фаз для посвященного, естественно желающего подготовить себя к их прохождению и облегчить таковое ближним посредством соответствующих магических операций. Все это относится к специальному курсу магии, 'и многое из него я постеснялась бы вам раскрыть.
В этом начальном курсе я хочу ответить лишь на три вопроса:
1) какими методами изучения самого вопроса о процессе смерти мы владеем?
2) каков общий характер разумной самоподготовки к переходу в другой план?
3) каков общий характер приемов помощи умирающим, если это слово понимать сообразно освещению фактов, доставленному нам посвятительными учениями.
На первый вопрос я отвечу: мы прежде всего имеем дело с показаниями чувствительных от природы или искусственно настроенных людей (ясновидение по внушению или самовнушению), наблюдавших шестым чувством картину смерти;
во-вторых, мы имеем закон аналогий, позволяющий нам с помощью изучения более грубого и доступного органам чувств процесса перехода от утробной жизни плода к жизни ребенка в атмосфере отыскивать аналогии фаз этого процесса в процессе смерти и тем удобно располагать вопросы, ставящиеся оператором такому человеку или последним самому себе. Ведь важно не только наблюдать картину смерти, но и знать, на чем остановить внимание, что из нее запомнить, что от чего разграничить;
в-третьих, мы имеем каббалистические приемы изучения вопросов a priori силами посвятительного алфавита, которые опять-таки могут привести к постановке отдельных вопросов и к разграничению фаз наблюдаемого в частных случаях процесса.
Субъекты, настроенные на повышенную чувствительность, свидетельствуют о том, что, строго говоря, процесс смерти с оккультной точки зрения начинается как раз в тот момент, когда врачи заявляют, что субъект умер. Прекращение сердцебиения и начало остывания тела совпадают с первою фазою окончательной экстериоризации астросома. Сначала этим субъектам видно отделение астраля конечностей (преимущественно нижних). Затем идет отделение астральных элементов, управляющих частями туловища. Наконец начинается экстериоризация головных частей астросома. Наблюдатель констатирует отделение астральной фигуры, удаление ее от тела, с которым она остается соединенной как бы пуповинною нитью, местом входа которой служит так называемая «дырка Брахмы» в задней части головы. Вслед за пуповиной медленно выходит то, что можно назвать «астральным местом», если придерживаться акушерской терминологии, вполне оправдываемой сделанною выше ссылкой на закон аналогии процесса смерти с процессом рождения. Весь процесс «родов в астраль» продолжается в среднем для взрослого человека около 48 часов. Но в течение как этого времени, так и последующих 10—40 суток умирающему приходится приноравливаться ко многому и переживать многофазные впечатления.
Вначале, т. ё. в период, непосредственно следующий за агонией, он переживает трудности самого отделения астраля, тем более чувствительные, чем меньше он умел,в течение инкарнации отделять медитацией свою личность от бренной оболочки, в которой она была воплощена. Страдания, испытываемые им в этой фазе, носят характер тяжелого расставания с тем, что он привык считать наисущественнейшею реальностью. Для него в это время, так сказать, разрушается сложный комплекс дорогих ему иллюзий. Как только он освоился с этим разрушением и примирился с необходимостью путешествия в мир других впечатлений, он начинает ощущать неудобства этого путешествия. Прежде всего ему приходится стать лицом к лицу с миром астральных форм элементалей. Этим я хочу сказать, что его личности приходится ознакомляться с клише, касающимися вопроса о разграничении деятельности астросома в строгом смысле этого слова, т. е. Ruach от деятельности фантома, т. е. элемента Nephesh. Фантому предстоит заняться задачею возвращения элементам составных частей тела, т. е. прогрессивным его разложением. Элемент Ruach будет занят анализом форм, в которые облекались, с одной стороны, восприятие жизненных впечатлений в истекшей инкарнации (-), с другой стороны — волютивные импульсы инкарнированной личности. Когда этот анализ будет закончен, то душе придется созерцать ( + ) клише тех планетных токов, которые в последующих инкарнациях могут исправить дефекты предыдущих, способствуя созиданию всеоружия синтетической личности, долженствующей рано или поздно приобрести то, что мы называем термином «мудрость».
Как вы видите, задачи фантома и души заданы в форме бинера, который и должен быть нейтрализован элементарием с помощью медитации в области двухпланной жизни. Но вся беда в том, что медитация эта на первых порах страшно затруднена самой астральной средой.
Допустим, что наш элементарий уже пробился, как говорят, через слой уродливых элементалей, напоминающих ему о составе его бывшего тела. Попросту говоря, предположим, что он уже определил свой фантом и отделил от его задач задачу личности.
Он тогда попадает в I сферу элементарнее низших организмов (животных, растений, минералов и т. п.), которые окружают его клише вопросами усовершенствования физических органов своих будущих инкарнаций. Для этих низших элементариев, торопящихся инкарнироваться вновь, эти вопросы являются весьма существенными.
Эти астральные зверьки и растения соединяются в цепи для формально-эгрегорического проведения своих задач. Человеческому элементалию надо, приноровиться к быстрому прохождению этой области, которая научит его лишь отдельным приемам, клонящимся к усовершенствованию органов чувств в будущей инкарнации.
Теперь он до некоторой степени запасся сведениями о том, с какими органами ему надлежит родиться для более утонченной борьбы за существование в третьем плане. Но дело не в этом; дело не в герметическом усовершенствовании. Кажется— чего легче!— Ruach отделена от старого Nephesh и может сама себя критиковать. Не тут-то было! Ее ожидает соблазн темного конуса. Ведь она теперь стоит лицом к лицу с инволютивным током земного астраля, который отстаивает инволютивные цели планеты и имеет опорной точкой тело планеты. Бедная Ruach только что сказала сознательное «прости» бывшей опорной точке своей пентаграммы, и теперь сама Земля ее как бы инвольтует.
Вы скажете, что Ruach может быть пентаграмматически сильнее самой планеты, и тогда ей не страшна опорная точка последней? Да, это так, если пентаграмма принадлежала адепту. Но если ее владелец вовремя не расчистил области своих желаний и восприятий, если он астрально равен с планетой, то она жестоко отомстит ему за участие в культурной деятельности воплощенного человечества.
Она ему скажет: «Ты со мной боролся, как член великой цепи земных людей, избравших чистые девизы, но ведь ты в отдельности не всегда был им верен, ты иногда желал дурного, ты опирался на элементы солидарности, преследуя эгоистические цели; так теперь, когда ты живешь в двух планах, тебя в сфере моего влияния потянет (по законам притяжения параллельных течений) в темный конус клише дурных желаний; в ту кладовую, где они у меня конденсированы ради заражения ими тех, кто может в дальнейшем в силу обладания ими быть моим временным союзником и задержать ход эволюций.
Ты, может быть, застрянешь там; густые и темные клише заставят тебя забыть желание отделить Ruach от Nephesh; ты создашь себе новый фантом, хуже старого; ты не устремишься в высшую школу созерцания клише среднего астраля (там шансы добраться до יחשוח и спасти следующую инкарнацию); я надеюсь, что тебя соблазнит моя школа эгоизма; я научу тебя в темном конусе новым комбинациям, способным облегчить тебе эгоистические наслаждения; я заключу с тобою соглашения; вместо того чтобы падать с лицом, обращенным вверх, ты будешь падать сознательно и смотреть вниз, в воронку моих инволютивных стремлений; оставайся при мне, не пробивай своим стремлением моего тока, не стремись больше туда, где запасы дополнительных планетных влияний».
И горе тому, кто не сумеет одолеть великого Змия планеты и устремиться к медному Змию искупительного клише. Он инкарнируется скорее, но какой в этом толк? Он станет слугою инволюции.
Но если вы победили инволютивный ток, то вам остается лишь обострять упражнением свои созерцательные способности в астрале, чтобы стать достойным студентом того мирового Университета, в котором черпаются планы будущих искупительных поступков и чистых порывов к абсолютной Истине.
Вот что делается с умирающим и умершим, и вот какие мытарства минуются им в сравнительно короткий срок. Вы, меня спросите: «Неужели все эти подробности получены исключительно путем применения шестого чувства отдельными личностями?»
Конечно, этого метода было бы недостаточно для полного установления вышеприведенных положений. Здесь значительно помогла каббала, позволяющая при умелом применении ее методов проникать в тайны загробной жизни. Установление данных так называемой пневматики по этим вопросам и развитие приемов умелого комментирования этих данных не может войти в этот курс.
Я только хочу мимоходом упомянуть, что умелая каббализация книги «Сефер Иецыра» и непосредственное штудирование обширных комментариев «Зогара» очень многое разъясняет по вопросу о смерти.
Помимо всего этого я, забегая несколько вперед, укажу еще на метод изучения того же вопроса с помощью личных экстериоризаций в средний астраль, механизм и фазы восприятий которых лишь мелочами отличаются от таковых же в процессе умирания.
Перехожу ко второму, намеченному мною в начале этой статьи. Как адепт эзотеризма должен готовиться к смерти? — Да прежде всего он не должен забыть, что таковая неминуемо наступит; не должен закрывать глаза, встречая в жизни постоянное напоминание о ее кратковременности. Ведь масонскому мастеру в самой церемонии его посвящения приказывают «помнить смерть». Раз мы будем рассматривать всю земную инкарнацию как маленькую подготовку к смерти, нам не трудно, будет внимательно отнестись к той части посвятительной тренировки, которая, не имея практических приложений в третьем плане, играет роль лишь подготовки к двухпланному бытию.
Медитация, направленная к отделению личности от ее оболочки, к сознанию того, что жизнь человеческого «Я» лишь одета в физический план, но по существу протекает в плане астральном, и будет азбукою упомянутой подготовки. Под словом «сознание» я разумею в этой фразе не формально-теоретическое допущение возможности жизни в астрале, не простое согласие не опровергать при случае фразы о бессмертии души; даже не логическую убежденность в независимости «Я» от строения физической оболочки, а нечто большее— умение непрерывно чувствовать раздельность личности и тела, чувствовать, что личность может очень сильно проявляться и превосходно себя анализировать даже в слабом и страдающем теле; что сама слабость и страдание способствуют упомянутому сознанию, что они стесняют лишь в сфере реализаций, а отнюдь не в сфере самочувствия и этического самопонимания; что родина личности — те планетные токи, к которым она тяготеет, а отнюдь не та физическая обстановка, в которой обретается тело; что душе неуютно в теле, что ей противны коагуляты, столь несовершенно соответствующие в физическом плане нехрупким, устойчивым, непрерывным в своем строении формальным порождениям астросома. Надо приучиться постепенно предпочитать более тонкие реализации плотным, например, жидкое состояние материи — твердому, газообразное— жидкому, излучающее— газообразному. Надо почувствовать, что геометрическая форма живее и родственнее нашему «Я», нежели физическое тело, которому мы приписываем эту форму.
Выработав в себе привычку к медитации в этом направлении и поддерживая ее чтением классических источников по каббале и магии, а равно и общением с людьми, работающими в одном с нами направлении, мы можем начать систематическую подготовку к процессу экстериоризации своего астросома.
Прежде всего займемся чисто физическою частью тренировки. В качестве общего тезиса приведу следующее замечание: все те упражнения, которые влекут за собою прекращение заботы о нормальности функции того или другого органа, той или другой группы органов или о нормальности обмена между телом и внешней природой каких-либо элементов, частично способствуют легкости позднейших упражнений по экстериоризации астросома.
Так, например, упражнение в задержке дыхания, в произвольном изменении темпа сердцебиения; в сообщении силою воли нечувствительности к боли какой-либо части тела; в воздержании от сна, в произвольном засыпании; в умении только слышать, не видя и не осязая; в умении воспринимать впечатление только органом зрения при полном пренебрежении акустическими данными; в умении продолжительное время воспринимать органами чувств только ощущения определенных тональностей или тембров, например, голос одного определенного человека, предметы одного, наперед задуманного цвета или одной формы и т. п..
Вам будет понятна роль этих упражнений, если я прибавлю, что экстериоризация (произвольная или непроизвольная), вообще говоря, наблюдается лишь в состояниях летаргического и каталептического характера. Конечно, недостаточно уметь вызвать усилием воли или наркотиками состояние каталепсии в себе или других, чтобы получить эффект экстериоризации астросома. Главное тут не обстановка, а умение пожелать выйти из тела, т.е. точно определить свое «Я», не примешав к нему элементов, которым трудно отторгаться от плана физических реализаций. Мысль о предмете нашего обихода, о любимом Вкусе или запахе, о приятности пребывания в здоровом теле могут помешать успеху упражнения.
Так или иначе, я чувствую себя обязанным указать какую-нибудь схему упражнений, способных повести к астральному выходу, который я рассматриваю как наилучший способ примирения с областью смерти и ознакомления с ее первичными (а иногда и дальнейшими) фазами.
Упражнения эти можно группировать весьма различно, и я никому бы не советовал раболепно и педантично применять приводимую схему. Она сообщается лишь к сведению, а каждый из вас сумеет ее изменить, дополнить или урезать в зависимости от уже приобретенных им положительных качеств или недостатков, а также от присущих ему особенностей взаимоотношений тела и астросома и самого состояния физического тела.
Первая группа упражнений.
- Умение переутомлять физические органы, не уступая их реакциям.
- Умение противоречить своим физическим вкусам и даже прямым потребностям.
- Умение разочаровывать себя по произволу в получаемых физических наслаждениях в самый момент их получения.
- Умение вызывать впечатления таковых наслаждений, не испытывая их на самом деле физическими органами.
- Умение отделять астральные атрибуты физических тел по произволу (например, глядя на деревянный куб, отдавать себе отчет лишь в геометрической его форме, совершенно не воспринимая впечатления его цвета, сорта дерева, из которого он сделан, и т. д.).
Вторая группа упражнений.
- Медитировать события, которые логика заставляет нас предполагать происходящими вдали от нас в пространстве или во времени.
- Медитировать детали событий, о которых мы в состоянии судить в общих чертах, опираясь на неполные показания одного из органов чувств (например, я вижу, что вдали от меня рубят деревья, и медитирую невидимое для меня движение рук, применяющих топоры).
- Медитировать события чисто воображаемые. Лучше всего упражняться в медитации воображаемых путешествий; путешествия эти обдумывать детально, в особенности в сфере применения нами ресурсов нашего тела (движение рук, ног, присматривание к предметам и т. п.).
- Медитация воздыхания о другой, утраченной нами более свободной жизни, в которой мы не были стеснены ни пространством, ни временем. Эта медитация чаще всего проводится следующим образом: сидя у окна или, что еще лучше, лежа на спине в теплый ясный летний вечер, пристально вглядываться в небо, думать о пространстве и времени, настроить себя презрительно как по отношению к ним, так и но отношению к собственному телу, свободная поза которого помешает ему вызывать ощущения, способные отвлечь нас от медитации.
Третья группа упражнений.
- Упражнение в телепатии, т.е. в передаче другому лицу, отделенному от вас достаточным расстоянием, геометрических форм, настроений и даже идей. О телепатических упражнениях будет подробно сказано в 15-м аркане. Здесь я удовольствуюсь утверждением, что телепатия сводится к астральному общению с другою личностью и потому (строго говоря) уже является частным случаем экстериоризации отдельных астральных узлов.
- Моноидейное сосредоточение на желании видеть во сне определенные формы. Прием моноидейности есть попросту частое возвращение к определенному вопросу в определенной его формулировке в течение дневных и вечерних медитаций, причем этому вопросу временно отдается предпочтение перед всеми другими интересами. Вы в течение дня много раз говорите себе: «Я сосредоточиваюсь на желании видеть во сне то-то, получить ответ на такой-то вопрос, проникнуть в механизм такого-то процесса, экстериоризовавшись, войти в общение с такой-то сущностью и считаю это дело самым важным впредь до иснолнения моего желания».
- Самовнушение на способность к экстериоризации, проведенное в одной из указанных мною в 5-м аркане форм.
- Элементарная теургическая операция, скажем, простая, сознательная и теплая молитва о даровании способности экстериоризоваться.
- Призыв на помощь какого-либо мощного эгрегора.
- Вызов в себе прогрессивного каталептического состояния (начинать с ног); когда дойдем до области сердца, то экстериоризация становится возможной, если она подготовлена медитацией. Многие вызывают каталепсию простым приемом самоубеждения в том,, что сначала экстериоризуется астраль ног, потом астраль полости живота, и так доходят до области солнечного плексуса, после чего наступает феномен экстериоризации.
- Попытки применять наркотики для вызова соответствующих их свойствам полулетаргических состояний. Лучше других средств— вдыхание паров серного эфира или приема эфира внутрь в каплях водного или спиртового раствора. Конечно, это средство, как и ему подобные (15-й аркан), применимо не для всех организмов, да и вообще нежелательно, так как не входит в сферу ресурсов, указанных великим магическим арканом.
- Медитирование о картине, во время представления которой для данного субъекта случайно уже наступала экстериоризация, иными словами, расчет на привычку экстериоризоваться при определенных астральных условиях.
- Повторение времяпрепровождения в физическом плане, когда-то уже вызвавшего непроизвольную или облегчившего произвольную экстериоризацию, т. е. расчет на привычку физического тела при определенных условиях отпускать астраль. Вы, положим, случайно экстериоризовались во сне после переутомления ходьбой. Вы пробуете переутомиться вновь этим же упражнением и сосредоточиваетесь на желании экстериоризоваться, ложась спать после этого.
- Обращение к другому лицу с просьбою внушить вам гипнотически или магнетически экстериоризацию.
- Пребывание в цепи лиц, устроивших магический сеанс. Этот прием подходит медиумическим субъектам, испытавшим на себе влияние данной цепи в форме выхода астросома.
Упражнения третьей группы, как вам ясно видно из их перечня, поставлены в зависимость от предварительной тренировки упражнениями первых двух групп.
Я ничего не говорю в отдельности о традиционной экстериоризации при помощи определенных сутр или мантр, ибо употребление сутры сведется к номерам 8-му или 4-му, а пользование мантрой — к номерам 5-му и 4-му.
Человек, удачно скомбинировавший упражнения вроде предыдущих, в конце концов добьется экстериоризации произвольной (в определенный момент, им выбранный) или непроизвольной (в такой момент, когда он этого, может быть, и не ожидает).
При этой экстериоризации, если в экстериоризующемся выработано активное внимание к тому, что с ним совершается, он ясно ощутит следующее прежде всего сознание, что совершается процесс отделения личности от тела — человек, так сказать, видит (или, по крайней мере, различает шестым чувством) свой труп в виде чего-то не входящего в его «Я»; затем наблюдается присутствие астральной пуповины, т. е. чего-то, связывающего энергетическую личность, отделенную от тела, с элементом энергетическим же, но еще занятым жизненными функциями тела. Этот второй элемент и есть то, что мы называем «астральным местом».
Когда мы, вернувшись в тело после экстериоризации, начинаем оценивать полученные впечатления, переводя их на язык зрительных ощущений, то утверждаем, что видели пуповину, соединявшую нас с телом, входящею в последнее не около дырки Брахмы, как в случае смерти, а около солнечного сплетения. При этом многие отчетливо расценивают то, что они называют «толщиною пуповины». Эта толщина оказывается тем меньшею, чем выше подплан астраля, в который удалось экстериоризоваться.
Внимательный адепт при экстериоризации астросома, отдав себе отчет в положении своего физического тела и пуповины, его с ним связывающей, вслед затем воспринимает астральным чувством астросомы предметов, окружающих это тело; затем воспринимает сферы элементалей, про которые рассказывает, что они представлялись ему в виде довольно уродливых и причудливых фигур—это просто беспристрастный анализ элементов Ruach грубости и несовершенства функций элемента Nephesh. Далее следует фаза ознакомления с подпланом животных элементарнее, вырабатывающих планы совершенствования своих органов в грядущих инкарнациях; эта область переводится на образы, внушающие меньше отвращения, но все же мало эстетичные— ведь совершенствование органов базируется не на астральной гармонии, а на целесообразности в плане реализаций, и потому не может обрадовать и удовлетворить личность, настроившую себя на презрение к физическому плану. После этого наступает встреча с мощным инволютивным током земного астросома.
Строго говоря,при правильной подготовке к экстериоризации борьба с Этим током не должна быть особенно затруднительной; но, как часто случается, научившийся презирать детали эгоистических стремлений не подготовлен к презрению их синтеза. Как часто дитя планеты, сознавшее и определившее свою личность, не решается применить ее ресурсы к отречению от общего строя низших вихрей ее жизни!
Трудно порвать с соблазнами, даже зная, из каких несовершенных и иллюзорных материалов они сотканы! Кто не выдержал борьбы со Змием планеты, того ток ее затягивает в «темный конус», где ему приходится критиковать свои недостатки порознь, сознавая свое бессилие одолеть их совокупность. Впечатление до крайности тягостное, влекущее за собой на продолжительное время после экстериоризации ослабление веры в самого себя, мизантропию и меланхолические настроения, часто переходящие в озлобление и даже в желание сознательно обратить личность на служение инволютивным целям.
В последнем случае, если хотите, можно сказать, что личность заключила пакт с «темным конусом». Но оставим гипотезу попадания в «темный конус» и допустим, что мы преодолели астрального Змия и выбрались в свободный средний астраль нашей Солнечной системы. Здесь идет оценка всех планетных токов в разнообразнейших их комбинациях. Здесь ясно сознается принцип гармонии, к которому надо стремиться нашей личности; здесь последняя увидит, чего ей недостает для реализации этого принципа в форму, что в ней однобоко, чего в ней совсем нет. Здесь же начнется и планировка тех реализаций физического плана, которые послужат опорными точками исправления упомянутых дисгармоний с помощью герметического делания.
Далеко ли можно зайти в астральном плане в стремлении удовлетворить свою любознательность по вопросу о посмертных странствованиях? На это розенкрейцер
ские школы говорят нам: адепт, искренне и бескорыстно стремящийся к познанию этих тайн, может дойти в своем астральном посвящений до порога «второй смерти».
Что это за вторая смерть? Для ответа на этот вопрос я предложу рассмотреть девятиричную схему строения человеческой сущности. Ведь сущность эта трехпланна. По закону отражений каждый план имеет своих представителей в других планах, а потому человеческая особь представится нам в следующем составе:
Менталь в ментале.
Астраль в ментале.
Отражение физического в ментале.
Менталь в астрале.
Астраль в астрале.
Отражение физического в астрале.
Отражение менталя в физическом. Отражение астраля в физическом. Физическое само по себе.
Вот что дает чисто логический, априорный анализ вопроса. На практике мы бываем не способны шестым чувством, подкрепленным логическими руководящими нитями, различать все девять элементов. Отражение физического в астрале нам трудно отделить от отражения астраля в физическом (по несовершенству шестого чувства). Равным образом нам трудно отделить отражение физического в ментале от отражения менталя в физическом (вероятно, по недостаточной отчетливости всего комплекса функций нашего логического аппарата).
Выходит, что тренированный адепт практически различает в составе человека лишь семь элементов:
1) менталь в ментале
2) астраль в ментале
3) связь физического с ментальным
4) менталь в астрале
5) астраль в астрале
6) связь физического с астральным
7) физическое само по себе
В воплощенном человеке эти семь элементов вы должны себе представить связанными между собой. Когда седьмой элемент износится и будет не в состоянии служить опорной точкой высшим элементам, то происходит изучаемая нами первая смерть. Это разрыв нашей цепи на шестом элементе. Седьмой элемент обращается в труп, а шестой - в его фантом. Высшие пять элементов учатся в астрале, вновь вырабатывают себе при помощи воронок вихрей зачатия шестой и седьмой элементы, т.е. вновь воплощаются, вновь умирают первою смертью и т.д. до тех пор, пока пятые элементы их не стали настолько гармоничными, что перестали подчиняться притяжению упомянутых нами воронок (ведь гармоничное целое самоудовлетворено, как все андрогинное, а потому и не поддается на удочку тяготения вниз).
Для такого элементария астральная жизнь сводится уже не к планировке будущей физической, а к утончению пятого элемента путем воздействия на него четвертого. Но. делая формы (пятый элемент) все более и более идейными (четвертый элемент), мы в конце концов доведем их до состояния, исключающего возможность частностей формы переходить к физическому. В компании слишком тонких четвертого и пятого элементов не может жить третий элемент. Раз элементарий перестал готовиться к физической жизни, в нем начинает выветриваться третий элемент. Выветрившись, он естественно приводит элементария ко второй смерти. Трупом в процессе второй смерти явится пятый элемент, а его фантомом — четвертый элемент. Чтобы ясно представить себе этот процесс, проведите аналогию с историей искусств, где в некоторых случаях трупом является вполне гармонический стиль, а его фантомом — руководящая идея этого стиля.
Новая, почти однопланная сущность состава, менталь в ментале плюс астраль в ментале, и будет полюсом будущей андрогинной клеточки реинтегрированного Адама Протопласта. Я говорю «полюсом» клеточки, а не «клеточкой», ибо для того, чтобы составить андрогйнную клеточку, наша сущность должна дождаться второй смерти «души-сестры», если соединение этих двух полярностей не произошло в астрале, что составляет наиболее частый случай. Многие даже и не допускают возможности одиночной второй смерти мужской или женской души. Действительно, представление гармонического состояния пятого элемента трудно логически сочетать с однополым состоянием души.
Вы заметили, что я говорил лишь о восприятиях форм при экетериоризации, не заглядывая в область практических приложений таковой к плану реализации. Это сделано умышленно, так как второе я отнесу к 15-му аркану.
Не следует думать, что суть подготовки к смерти нераздельна с уменьем применять механизм экетериоризации. Дело не в том, чтобы при жизни самому успеть все воспринять шестым чувством, а в том, чтобы знать (или верить), что нас за гробом ждут определенные этапы перехода к новому бытию. Теплая вера может заменить знание. Ведь знакомство со сферой астросомов элементалей сводится к точному признанию нашего бывшего рабства у элементов, знакомство с подпланом органического совершенствования животных и растительных элементарнее сводится к отчетливому сознанию будущего рабства у тех же элементов в течение следующей инкарнации; борьба со Змием сводится к сознанию необходимости рано или поздно оторваться от эгоизма, диктуемого нам условиями жизни на планетах; а созерцание клише среднего астраля сведется к признанию необходимости гармонического самосовершенствования. Кто этому верит не на словах, а в глубине сердца, тот всегда сумеет в течение земной жизни установить прочную связь с одним из мощных эволютивных эгрегоров, который его направит через все этапы и вытянет из объятий Змия. Верить и молиться — великая помощь в деле самоподготовки к умиранию.
Займусь теперь вопросом о том, как знающий и верующий человек может облегчить другому сложный процесс умирания. Помощь здесь может быть троякая: можно или научить, или воспитать, или поддержать.
Если вы имеете дело с лицом, питающим к вам неограниченное доверие, то вам нетрудно будет повторить ему то, что я вам сообщаю, и тогда он процессом продолжительной медитации усвоенного облегчит себе в значительной мере трудность ориентировки в переживаниях смертного часа.
Если вам есть время заняться систематически развитием интуиции ближнего, его чувствительности, его способности к самоопределению как личности, то вы, конечно, для такого брата сделаете больше, чем в первом случае: вы доведете его до возможности воспринять самому часть картин, мною обрисованных.
Но положим, что вам пришлось случайно напутствовать кого-нибудь в потусторонний мир, что вы не имели возможности установить никакой предварительной подготовки, тогда вам остается, по праву (и долгу) братской солидарности всех клеточек Адама Протопласта, прийти на помощь ближнему умелым обращением с его телом, магическими операциями, способными поддержать деятельность, его астросома, и теургическими приемами, способными возжечь светильник Истины для освещения его трудного пути. Детали этих операций относятся к специальному курсу магии, но и здесь можно дать маленький очерк, определяющий общую тональность и методы оказания помощи.
Не забывайте, что смерть с оккультной точки зрения начинается тогда, когда медицина признает ее совершившимся фактом. Чтобы не затруднять и не задерживать самого процесса рождения в астрале, не трогайте, не сдвигайте тела по крайней мере в течение шести часов; не манипулируйте с телом в это время; не допускайте присутствия лиц, флюиды которых, будучи несимпатичными умершему, могли бы стеснять работу его астросома; не беседуйте о делах материального плана—ваши беседы могут быть восприняты не только шестым чувством умирающего, но даже подобием физических органов, реализованных его фантомом. В последующий период, по крайней мере тоже шестичасовой (часто более продолжительный), представляйте себя лицом, провожающим отъезжающего в другой план, твердо решившегося на свое путешествие, но нуждающегося в ласковом «прости» со стороны тех, кто еще владеет опорной точкой физического тела.
Пусть он, вынужденный созерцать свое былое рабство у элементалей, бывший источник слабости, сознает и чувствует, что на этот же план элементалей опирается его брат при совершении магический операции, имеющей целью быстрейшую эмансипацию умирающего от клише сферы элементалей.
В дальнейшие периоды, вплоть до сорокового дня, в этом элементарном курсе я посоветую лишь одно: молиться об умершем, настраивать себя на солидарность с его интересами, но тщательно избегать клише отчаяния, сознания невозвратимости потери и безнадежной скорби во всех ее видах; еще хуже и преступнее допускать в себе порождение клише тех материальных ущербов, которые повлекла за собою для нас смерть ближнего. Это может сильно ему повредить в период борьбы со Змием.
В молитвах и магических операциях Тщательно сохраняйте тон эгрегоров эволютивноготипа; к которым был близок умерший.
Поговорив о смерти как перемене числа планов в составе человеческой особи, я естественно должен посвятить несколько строк и обратной перемене их Числа, именуемой «воплощением элементария». Пусть элементарий отбыл свой срок пребывания в среднем астрале Солнечной системы или даже в темном конусе; пусть те индивидуализованные цепи двухпланных сущностей, заведующих инволюцией, Которым мы даём название Spiritus Directores (или архонты), определили картину испытаний искупительного свойства, предстоящих нашему элементарию; иначе говоря, пусть притяжение к воронкам вихрей нижнего астраля уже не преодолевается в данном субъекте стремлением досмотреть, что нужно в школе клише среднего астраля, а только направляется в ту или в другую воронку в зависимости от уже высмотренных назиданий. Вихревая воронка, втягивающая элементария, порождена магической операцией соития его будущих земных родителей. Выбрана будет та воронка, в которой элементарию подойдут астральные элементы типа родителей и зодиакальные особенности их тел. Подбор планетный важен для сохранения стремлений, являющихся последствием учения в астральной школе; подбор зодиакальный важен с точки зрения соответствия богатства или бедности физических ресурсов будущего тела с задачами, предначертанными ему искупительною кармою. Втягиваясь в воронку, элементарий формирует окончательно свой Nephesh, уже обрисованный им общими штрихами в астрале. Легкость формирования Nepnesh обусловлена упомянутыми мною соответствиями типов родителей. Удобство работы Nepnesh по образованию тела облегчено наличием периода утробной жизни плода, в которой борьба; с противоречащими влияниями сведена к минимуму энергетической протекции астросома матери и физической проекцией готовых коагулятов, доставленных организмом матери. Момент рождения, т.е. открытого вступления в борьбу с внешними влияниями, играет большую роль в жизни, так как факт неопытности вновь инкарнированного в этой борьбе делает его хоть на миг пассивным по отношению к атакующим его планетным и зодиакальным токам, уже не отражаемым материнским астросомом. Вот почему в 17-м аркане в отделе астрологии мы будем придавать первенствующее значение этому моменту.
Разобрав бегло очень частный случай развертки 13-го аркана — случай смерти отдельной человеческой особи, я могу безбоязненно приступить к выработке трех заголовков аркана, вульгарное название которого la Faulx (коса), а научное - Mors (смерть).
Мы уже видели, что идея смерти даже картинкою аркана связана с идеей возрождения. В применении к архетипу этот аркан вызовет лишь представление о том, что архетип (имеющий аналогией настоящее в треугольнике д'Оливе) совсем не умирает и, следовательно, непрерывно по существу является возрожденным. Отсюда заголовок— «Immortalis in essentia» или «Permanentia in essentia». Применение аркана к человеку уже навело нас на детальный анализ заголовка «Mors et Reincarnatio». Остается применить аркан к природе, в которой непрерывно исчезает одно и возрождается в форме другого. Но как назвать это непрерывно возрождающееся начало, сохраняющее в замкнутых системах свое количественное значение, несмотря на неопределенность своих форм. Это начало— энергия, и третьим заголовком мы напишем «Transmutatio energiae». Интересно, что так называемый принцип сохранения энергии был впервые сформулирован человеком, специальность которого принуждала его к изучению фаз болезни и смерти (д-р Мейер).
Теперь ничто не препятствует нам приступить к арифмологическому анализу аркана.
Трехпланная сущность (1) и необходимость жертвы в физическом плане (12) приведет к идее смерти (13). Этот анализ намекает на возможность смерти, добровольно принятой как жертвы.
Полярность добра и зла (2), применяя силу (11), может породить смерть (13). Это формула насильственной смерти,
Сила (11), вполне реализованная, вынуждена выбрать один из двух полюсов своего применения (2). Это формула Кадоша — или будь горячим, или будь холодным, если в тебе есть сила. Но ведь Кадош знает, что формула его бытия неявно заключена в формуле зародыша этого бытия, т. е. в степени масонского Мастера, которому говорили: «Помни смерть» (13).
Понимание производительной метафизики Гермеса (3) плюс сознание гармоничности функций мировой мельницы (10) вполне примиряет с идеей смерти (13). 3 + .10 — это формула естественной смерти как элемента, вытекающего из нормально-эволютивного миросозерцания.
Это опять естественная смерть, но взятая с обратной точки зрения, с точки зрения чисто эмпирической. Колесо сфинкса (10) повернулось, и этот поворот родил (3) нечто новое.
Авторитет (4) посвящения (9) основан на раскрытии им тайн смерти (13).
Посвящение (9) своими степенями подавляет всякий другой авторитет (4) земного характера, чуть мы начинаем принимать в соображение бренность и смертность (13) всего земного.
Пентаграмма (5), подчиняя временные законы (8) и требуя для себя большого простора действий, вынуждена переменить план (13). Если хотите, религия (5), поставленная впереди гражданственности (8), заставляет предполагать, что подумывали о смерти (13).
Закономерность (8), понятая в широком смысле, подавляет пентаграмму (5), отнимая (13) у нее точку опоры.
Проблема добра и зла (6), вынуждающая на победу (?) тонкого над плотным, не носит ли в себе задатки сознания необходимости запасаться нетленными благами для будущей жизни (13)?
Готовый победитель (7), все же ставящий вопрос о добре и зле (6), не потому ли его ставит, чтобы оттенить аналогию тонкого с астральной жизнью, а плотного- с физической? Т. е. не помнит ли он просто о смерти?
Предлагаю вам в виде упражнения провести арифмологический анализ аркана не только в области второго заголовка его, как мы это только что сделали, но и в областях остальных двух заголовков, или по крайней мере одного третьего, для чего требуется лишь некоторое знание физики и химии.
Я лично считаю нужным отметить, что многие стремятся видеть и в арифмологических разложениях 13-го аркана некоторое перечисление родов смерти, подлежащих различной оценке с точки зрения кармы. Я предлагаю на ваш суд заголовки этих разложений, предоставляя вам самим решить; насколько полон или неполон перечень. Заголовки эти окрашены значениями второго слагаемого в разложениях.
13 = 1 + 12; | - добровольная жертва жизнью идее. |
13 = 2 + 11; | - насильственная смерть. |
13 = 3 + 10; | - естественная смерть. |
13 = 4 + 9; | - смерть адепта от разрыва пуповиной нити при экстериоризации. |
13 = 5 + 8; | - смерть в силу требований закона (например, смертная казнь). |
13 = 6 + 7; | - смерть в борьбе, доставляющей победу идее. |
13 = 7 + 6; | - гибель в неравной борьбе. |
13 = 8 + 5; | - смерть, как выражение пентаграмматической воли человека, т.е. самоубийство. |
13 = 9 + 4; | - преждевременная смерть от неподходящих условий жизни. |
13 = 10+ 3; | - смерть в родах. |
13 = 11+ 2; | - смерть от сознания трагичности двоиственного положения. |
13 = 12+1; | - переход адепта в другой план, как следствие законченности его задачи на земле. (Учитель поддерживает эгрегор в астральном плане). Этим перечнем я закончу изложение 13-го аркана. |
Этим перечнем я закончу изложение 13-го аркана.
נ Четырнадцатый Аркан
Знак алфавита, соответствующий 16-му аркану נ Нун, имеет числовым значением 50, а астрологическим соответствием знак Скорпиона. Иероглиф аркана— плод, т. е. то, что вынашивается женщиной тринадцатого аркана.
Представление о бессмертии архетипа имеет плодом способность априорных суждений, которых не было бы, если бы мы признали метафизические начала изменяемыми по существу. Плодом представления о смерти и перевоплощении является сознание необходимости герметической гармонии активных и пассивных элементов, фильтруемых человеческою личностью. Плодом детального изучения энергетических преобразований являются теории, в которых на первом месте стоит вопрос об обратимости или необратимости процессов. Вот вам и три заголовка 14-го аркана: Deductio, Harmonia Mixtorum, Reversibilitas.
Картинка 14-го аркана являет нам изображение солнечного Гения в блистающей белизной одежде, увенчанного золотою повязкой, опоясанного золотым поясом, за который заткнут белый плат, и тщательно, без потери единой капли переливающего жидкость из золотого сосуда в серебряный.
Что говорит нам эта картинка, озаглавленная на ученом языке «Ingenium Sofare», а на вульгарном— «la Tempérance»?
Это — солнечный Гений; влияние Солнца синтетично; следовательно, символизируемый этим арканом плод должен в конце концов вести нас к синтезу. Итак, дедукция, часто принимающая аналитический характер в начале изучения какого-либо объекта, завершается глубоким синтезом. Погоня за гармонией астрального состава личности, довольствуясь на отдельных этапах между инкарнациями уравновешением планетных влияний, избирает конечною целью солнечный синтез этих влияний. Энергетика, изучая обратимость частных превращений энергии, стремится закончить свою систему синтетическим исследованием энтропии замкнутых систем.
Золотая повязка и золотой пояс фигуры вместе с белыми одеждами и платом суть простые атрибуты солнечного Гения; их нечего особенно объяснять. Непрерывная струя жидкости между золотым и серебряным сосудами подразумевает выравнивание уровня жидкости в этих сосудах.
Цель дедукции- выровнять a priori обоснованность бытия всех объектов наших суждений, установить полную систему ассоциаций, исключающую всякое томление, связанное с исканием отдельных причинных связей.
Цель гармонизации астросома — подравнять все проявления нашей способности к восприятию и к порождению волевых импульсов и тем создать полный внутренний мир в сердце андрогинной личности.
Цель современного учения об энтропии— общий план грядущей картины успокоения суммы энергии вплоть до создания ансамбля необратимых фаз. После этого вступления я могу себе позволить перейти к арифмодогическому анализу аркана, представление о котором часто передается термином «умеренность».
Трехпланный человек (1), умело пользующийся своими инкарнациями (13), в конце концов дойдет до герметического равновесия.
Рассмотрение всех планов природы, взятой как Natura naturans (1),+ синтез физических учений о преобразовании энергии (13) есть формула правильного понимания учения об энтропии (14).
Божественная субстанция (2) вкупе с представлением о воплощении Слова (12) дают ключ веры в априорные суждения (14). Если тонкое может инкарнироваться в плотное, то почему же не действовать духовно для предугадывания физических фактов.
Полярность в человеке (2) и законы милосердия, к ближнему (12) таким же образом дадут ключ к герметической гармонии (14). Не забывайте, что основанная на полярностях Geburah вместе с Chesed порождает Tiphereth.
Представление о «Natura naturata» (2), по существу чисто статическое, будучи сложено с представлением о динамическом Зодиаке, поставит определенным образом вопрос об энтропии (14).
Возможность плодиться (3)+ сила цепных эгрегоров (11) привьют гармонию (14) отдельным органам Протопласта.
Великий гностический принцип производительности (3) в природе вместе с тем, что мы называем «силами природы» (11) и что опять-таки сводится к цепному началу, вполне определяют общий характер угасания превращений энергии (14).
Интуиция авторитетов (4) и посвящение в каббалу (10) открывают путь к герметической гармонии (14).
Адаптация к условиям среды (4) и колесо вероятностей (10) полностью изменяют картину угасания энергетических превращений в природе. Вспомните Дарвина и его теории и не забывайте, кроме того, что оккультист не признает неорганической жизни.
Выработка пентаграммы (5) и традиционное ее посвящение (9) приведут личность к герметической гармонии (14).
Великая естественная религия природы (5), точнее, то, что может дать созерцание ее вместе с идеальною осторожностью, т. е. полным учетом данных теории вероятностей (9), таинственным образом Должна привести к разгадке вопроса о конечном успокоении личности (14). Ведь созерцание надо понимать как Полный учет наличных данных, носящих характер зародыша будущего успокоения, а Теория вероятностей может пониматься как средний учет возможных историй этого успокоения.
Личная свобода воли (6) в сочетании с уважением к закону (8) может выработать герметическую гармонию (14).
Состав среды (6) и ее карма (8)— вот ключ физики
Дедукция (14) представляется в виде борьбы (в каждом конкретном вопросе) двух идей, облеченных в соответствующие им формы и подчиняющих эти формы (7). Иначе говоря, всякий априорный вывод есть априорный выбор.
Герметическая гармония (14) реализуется через противопоставление победы (7) активности победы (7) интуиции. Если вы восприняли нечто новое, то вынуждены расширить и круг своих желаний.
Обратимость (14) в физике может рассматриваться как взаимная принадлежность (7) двух фаз энергетических проявлений друг другу.
Как вы видите, медитация 14-го аркана действительно похожа на деятельность солнечного гения. Легко констатировать необходимость и плодотворность, но до крайности трудно осуществить ее механизм в деталях. Для этого надо подобно упомянутому гению обладать богатством флюидов, которые здесь сведутся к наличию знаний метафизического, этического и фактического характеров
Предыдущая
страница |
Следующая
страница |