ЛЕКЦИЯ VI

ה Пятый Аркан

Пятому аркану соответствует знак ה (Хеи).
Числовое значение этой буквы— 5. Иероглифическое соответствие — дыхание.
Для нас дыхание в функционировании обыденной жизни характеризует наличие жизненных процессов в организме. Отсюда жизнь в соответствии с астрологическим значением аркана толкуется знаком Овна ( ) в Зодиаке. Пребывание Солнца в знаке Овна определяет первый весенний месяц, а весна есть элемент Иод годового солнечного цикла, то, что подготовляет жизнь, первое дыхание жизни.

Нам немедленно зададут 2 вопроса:

1-й: в схеме יהוה динамического процесса ח соответствовало женскому началу. Что общего между женским началом и жизнью!

2-й: почему второй аркан, (Бет) истолковывается как женское начало и так же толкуется пятый аркан? Какая разница в оттенках того и другого аркана?

На первый вопрос мы ответим с помощью небольшого экскурса в область христианской теософии, как новейшей (XVI, XVII и XVIII вв.), так и прежней (XIV, XV вв.). Если продолжением каждого динамического цикла типа יהוה может служить такой же цикл, Иод которого есть проявление второго Хеи первого цикла, то и обратно — Иод нашего первого цикла позволительно считать проявлением второго Хеи некоторого предшествующего цикла. Отыскание элементов этого цикла будет восхождением в цепи причинностей, приведет нас к познанию нового Иод старшего порядка и к постановке такого же вопроса о предпредыдущем цикле.

Самый начальный цикл в ряду причинностей, или, выражаясь образно, первое семейство типа кватернера, не может считаться абсолютно самостоятельным, т.е. не имеющим предшественников в ряду элементов динамических процессов. Ведь Начало всех Начал не может иметь наименование Иод, ибо активный элемент оживлен желанием, потребностью оплодотворять, а Начало всех Начал должно обладать атрибутом Вседовольства. Это Начало должно быть нейтральным, андрогинным, заключающим в себе все элементы тех динамических процессов, которые оно способно породить.
Чтобы символизировать это начало, поставим точку над Иод, написав схему первого кватернера трансцендентальной области в виде יהוה.
Эта точка будет напоминать нам о великом, непостижимом, бесконечно однородном, идеально светлом, лучезарном Начале Ain Soph, о великой Нирване.
Это непостижимое Начало, недоступное логическому рассуждению, проявилось мужским элементом Иод, элементом оплодотворяющим, экспансивным, лучезарным, которому можно дать имя универсальная любовь.
Эта универсальная любовь ограничила в себе пассивность, притягательность, женское начало теневого характера, так называемую Restrictio, имя которому универсальная жизнь, оплодотворила его.

От союза этих Начал, высшего Иод и высшего Хеи, рождается элемент Вав первого семейства. Имя ему — Логос. Первичные эманации этого элемента будут вторым Хеи первого семейства и переведут нас уже в трансцендентный мир Olam Aziluth второго семейства.
Вот почему жизнь оказалась женским элементом.
У аббата Тримелия (1462—1516), в переложении современных ему розенкрейцеровских теорий, элемент Иод первого семейства назван „сверхэссенциальным Огнем, элемент Хеи— сверхэссенциальным Воздухом, а Логос — сверхэссенциальным Светом.
Как видим, Воздух, Дыхание отождествился с женским элементом.
Легко заметить, что эту терминологию розенкрейцеры считали для себя интерпретацией догмата христианской Троицы, причем Огонь был первым лицом Троицы, Воздух — Третьим, а Свет — вторым.
Каббалистический мир Aziluth у Тримелия появляется под названием Spiritus Mundi (дух Вселенной).
Нам кажется, что приведенная справка дает ответ на первый вопрос, и мы переходим ко второму. Аркан Бет указывает на женское начало как на нечто, существующее в форме соответствия мужскому началу, нечто, подлежащее изучению, нечто принципиально необходимое в прогрессии арканов.
Аркан Хеи — это уже форма, в которую облекся аркан ב.
Не конкретнее, нежели Бет.
Бет очерчивает сферу женского начала. Не наполняет эту сферу чемто формально существующим.
Вообще, чем выше номер, тем конкретнее его значение.
Бет имело иероглифом рот. Хеи — дыхание, исходящее из этого рта.
Дав эти пояснения, переходим к арифметическому анализу аркана.

5=1+4
или
5 = 4+ 1
5 = 3 + 2
или
5 = 2 + 3

Первые два разложения пятерки дадут нам заголовки содержания аркана в трех областях теософического Тернера.
Для архетипа 1 означало эссенцию божества, 4 — принципиальную необходимость формы.
Элемент лучезарности в божественной эссенции указывает на выбор положительного полюса в оценке форм духовных проявлений. Формы, не искаженные неправильным отражением и преломлением, станут синонимами добра; формы искаженные — синонимами области зла.

Аркан в плане архетипа будет иллюстрировать Древо Познания добра и зла с сознательным предпочтением добра злу.
Получится заголовок — Магнетизм Универсальный.
В плане человека 1 интерпретируется как Vir — активный, оплодотворяющий элемент, а 4— в качестве элементов, синтез которых образует человеческое тело, или как auctoritas — тайна этического доминирования в центре креста (кватернера). И в том и в другом случае к четырем началам, имеющимся во внешнем мире, таинственно Прибавляется пятое, управляющее их превращением, дающее возможность реализовать Великое делание.

В алхимии это пятое начало именуется Квинтэссенция. Это слово и будет вторым заголовком.
Заголовок аркана в мире природы мы откроем, если сквозь внешние проявления четырех элементов четвертого аркана сумеем узреть элемент Natura Naturans первого аркана, суммируемого с четвертым.
Тот, кто созерцательной деятельностью и глубокой медитацией усмотрит эту единицу за завесою внешней четверки, тот постигнет натуральную Религию, плод созерцания и вдумчивости.
А потому заголовком для пятого аркана в плане природы возьмем термин Религия.
Если в разложении 5 на 1 и 4 понимать под 4 мир элементов, а под 1 — высшее сознательное начало, то сумма 1 + 4 будет символизировать человека как покорителя элементов, как господина импульсов своей элементарной натуры.
Поставив 4 первым слагаемым, а 1 — вторым, мы получим обратное, т.е. формулу импульсивного человека, проявление которого зависит от внешних влияний на его физическую природу.

Перейдем теперь ко второй схеме разложения 5 на слагаемые.

5 = 3 + 2, т. е. пятый аркан является составным из высшего и среднего начал Великого Аркана магии— метафизического тернера (3) и астрального бинера (2). С этой точки зрения аркан символизирует проявление некоей сущности в двух высших планах при преобладании метафизического понимания над астральным механизмом.

Таким образом, в двух планах могут действовать сущности следующих типов:

  1. Белый маг, когда он занят работой в астральном плане (хотя бы он и опирался на физический);
  2. Элементарий положительного типа (напр., совокупность духа и души человека, в промежутке между двумя инкарнациями стремящаяся к эволютивному созерцанию клише);
  3. Эгрегоры положительного типа (эволютивные);
  4. Spiritur Direktores, составляющие высшую полицию астраля, и т. п.
Обратному разложению 5 = 2 + 3, символизирующему затемнение абсолютной истины закона тернера миражами ложных астральных клише, движимых инволютивными вихрями, будут соответствовать проявления темных сущностей, каковы:
  1. Занятый астральной деятельностью черный маг;
  2. Разыскивающий ложные клише отрицательного типа элементарий (напр., совокупность духа и души человека, в промежутке между двумя инкарнациями занятого разыскиванием случаев вновь воплотиться не для исправления кармы, а для наслаждения утраченными физическими благами и довольного всяким поводом проявления в плане этих благ, хотя бы за счет медиумических ресурсов);
  3. Эгрегоры отрицательного типа (инволютивные);
  4. Лярвы и тому подобное.

Разложениям 3 + 2 и 2 + 3 соответствует геометрический символ огромного теоретического и реализационного значения — так называемая пентаграмма в прямом илиобратном положении.

Прямая пентаграмма Обратная пентаграмма
img_15_16
Чертеж 15 Чертеж 16

В прямую пентаграмму 3 + 2 принято вписывать фигуру человека, голова, руки и ноги которого размещаются по углам пентаграммы; в обратную пентаграмму 2 + 3 удобно вписывается козлиная голова, размещающая по углам пентаграммы свои рога, уши и бороду. Козел этот символизирует дьявола, отца лжи, олицетворение искаженных до неузнаваемости истинных клише.

Мы вернемся к пентаграмме, но прежде изучим картинки пятого аркана.
Научное ее наименование — Mamster Arcanorum (Учитель арканов=Великий иерофант); вульгарное название — le Раре.
Картинка изображает сидящего мужчину. Голова его увенчана рогами Исиды с полною луною между ними. Над бинером этих рогов доминирует тернер креста великого иерофанта (см. аркан 4), укрепленный на конце жезла. Жезл у иерофанта в левой руке и достаточно высок? так что верхушка креста значительно выше наклоненной головы иерофанта.
Правая рука иерофанта простерта над головами двух склонившихся перед ним фигур, на одних картинках — жестом именословного благословения, на других — знаком молчания, т. е. во всяком случае жестом выражения воли.
Из двух фигур, поклоняющихся иерофанту, одна — светлая (например, красная), другая — темная.
Сидит иерофант, как и женщина 2-го аркана, между колоннами Jakin и Bohas, снабженными традиционного завесою.
И там и тут бинер колонн нейтрализован личностью, но в 5-м аркане фигура мужчины: он сидит (пассивность — восприятие науки бинеров), но он мужчина (активный — применяющий эту науку к жизни), и жест его выражает волю.
Этот элемент просвещенной воли, активной (т. е. не бездействующей) власти и будет основной характеристикой 5-го аркана и его графического символа пентаграммы.
Тернер креста иерофанта над бинером рогов дает указание на прямое положение этой пентаграммы.
Вся обстановка намекает на Посвящение. Коленопреклоненные фигуры дают понять, что «пентаграммамаг торжествует вместе со светлыми силами и заставляет служить своим добрым целям и темные силы», умело эксплуатируя их временное невежество и вытекающие из него слабости, и благоразумным применением оных облегчает им в дальнейшем столь трудное для них искупление.
Но в каком состоянии должен быть человек, чтобы его астросом, оживленный духом, мог исполнять функции пентаграммы, и как из пригодного материала создать эту пентаграмму?
На первый вопрос нам дает ответ краткий перечень испытаний, коим подвергаются ищущие Посвящения.
На, второй можно ответить указанием общего плана физической, астральной и ментальной тренировки мага (предмет следующих двух лекций).
Посвящение бывает двух основных типов
бело-магическое и
черно-магическое,
смотря по тому, что требуется создать: человека, стремящегося к добру ради добра с пренебрежением собственными выгодами и невыгодами, или человека, любящего зло ради зла, даже в ущерб себе во имя голого принципа лжи и тьмы ради тьмы.

Первая стадия испытаний одинакова в обоих Посвящениях. Она имеет целью испытать в неофите состав 1+4, т. е. умение не смущаться опасностями и неожиданностями, исходящими из элементов, не быть трусом в физической области, не терять голову. Сюда войдут традиционные испытания огнем, сквозь который надо храбро пройти, не боясь ожогов; водой, переплывать которую не надо затрудняться, хотя бы она представлялась в форме бурного потока; воздухом, в котором надлежит висеть бесстрашно, не испытывая головокружения, и землею, в недра которой приличествует проникать, це страшась быть раздавленным мрачными сводами подземелья.

Вторая стадия испытаний опять-таки одинакова по их заголовкам в обоих типах Посвящений. Это — астральные испытания на страх, страсть и совесть.
Неофит испытывается страхом астральных клише, пугающих его уродливостью или даже агрессивностью и восприятие которых ему облегчается искусственно созданною на время чувствительностью.

Второе испытание— на страсть, имеет целью определить, может ли неофит обуздывать в себе сексуальное чувство даже при условиях весьма благоприятных для его проявления, и обыкновенно распадается на 2 части:

1) умение противостоять надвигающемуся соблазну, и
2) умение не использовать победы, одержанной собственными усилиями над холодностью представителя другого пола.

Третье испытание — на совесть, заключается в определении умения выполнить какой-либо завет, исполнить какое-либо поручение, сохранить какую-либо тайну или просто не изменить принятому решению, вопреки грандиозным соблазнам и полной гарантии безопасности.
Если эти испытания одинаковы по форме в обоих школах — бело-магической и черно-магической, то они не одинаковы по смыслу. Белому магу не надо бояться страшных клише, так как сквозь их мир ему придется пробиваться к более светлым Началам, черному — потому, что придется быть запанибрата с этими темными и уродливыми явлениями.
Белому магу надо постичь стойкость своего целомудрия, чтобы быть уверенным в способности не пасть; черному надо просто понять, что умение воздержаться в определенный момент даст его обладателю житейский перевес над неумеющими воздержаться.
Белому нужно совестливо относиться к своим обязанностям и принятым на себя обязательствам, ради самоусовершенствования и стойкости в служении добру.
Черному надо просто понять, что при строгом следовании определенному плану наделаешь больше идейного зла, нежели случайно, при благоприятных обстоятельствах.
У черных магов бывает иногда еще дополнительное испытание на приверженновть злу, которого мы описывать не будем.

Поговорим теперь об искусственной пентаграмме или великом знаке Микрокосма. (Микрокосм значит буквально — мир в миниатюре; это название прилагается к Человеку, в котором, по закону аналогий, можно указать полный синтез соответствий составным элементам внешнего мира— протяженного мира или, по-гречески,— Макрокосма.)
Пентаграмма относится к так называемым магическим символам. Мы о них вскользь упомянули в начале курса.
Если мы установим два аналогичных ряда А, В, С,... и М, то М может являться символом А и, наоборот, А — символом М.

Как мы уже намекали, в ментальном плане символы обладают реализационной силой, так как операции этого плана сводятся к порождению идей, причем аналогия является мощным методом на равных правах с индукцией и дедукцией.
Примером может служить алгебра, где манипуляции над символами значительно облегчают выводы идей. Чтобы дать ясное понятие о действии символов на астральные сущности, припомним, что наш эмоциональный, субъективный мир часто перерождается под влиянием форм, так или иначе ассоциируемых с определенными эмоциональными началами.
Возглас, картина, предмет, ассоциированные с эмоцией страха, часто самостоятельно вызывают таковой; грозный оклик абсолютно бессильного и безоружного существа может устрашить его врага, слышавшего такой же возглас из уст другого, отразившего его нападение, и т. п.

Ведь эмоциональный мир целиком относится к астральной области; оттого-то в ней так важны символы, продолжительно употреблявшиеся магическими школами или вообще представителями определенных эгрегоров. Кто знает могущество символа Креста в сношениях с христианами на земле, тот не удивится, если ему скажут, что этот знак оказывает действие на элементалей.
Для них он ассоциирован с другими эмоциональными представлениями, нежели для христиан; элементалям он напоминает о синтетичности строения человека и проявлении его внешней деятельности — он напоминает им, что человек — Царь в элементах, и этим их укрощает.
Как на земле, по мере хода цивилизации и культуры, те или другие ассоциации теряют свою обычность и применимость, так и в астрале мир символов как форм, ассоциированных с определенными эмоциями, подвержен медленной, но непрерывной эволюции. Было бы наивно думать, что все символы древних египтян сохранили свою магическую силу до нашего времени и вызывают неизменно одни и те же явления.
Они не выдохлись окончательно, но без видоизменения и дополнения их вы не сумеете достичь эффектов, в старину ими обусловливавшихся. Ведь и фаланга Филиппа Македонского не испугала бы нынешний стрелковый батальон, но, конечно, обратила бы в бегство толпу уличных хулиганов, вооруженных ножами и кастетами.

Символы иногда квалифицируются как простые, т. е. как такие, которые не принято разлагать на составные части. Таковы — точка, как символ Единства; круг, как символ Законченности или Объединения; пожалуй, даже треугольник, как символ тернера определенного типа, и др.
В противоположность этому соединение нескольких простых символов именуется сложным символом.
Слог будет простым звуковым символом.
Несколько слогов, произнесенных подряд, будут сложным символом.
Если сложный графический символ является синтезом простых символов, из которых он составлен, т.е. если последние стройно сливаются в ассоциацию объединенных эмоциональных представлений, связанных аналогично с синтетической же метафизической формулировкой, то такой сложный символ именуется пантаклем. В звуковом символизме пантаклю соответствует совокупность слогов, сливающихся в слово или даже в целую фразу.
Примером пантакля нам послужит пентаграмма (это, конечно, синтез, ведь мы ее разлагали на 2 + 3 или 1 + 4). Этому пантаклю в ментальном плане соответствует идея свободной воли. В физическом плане из носителей этой воли нам ярче всего бросается в глаза реализованное тело человека астросом которого — носитель пентаграммы и дух которого отчетливо проявляет волю.

У нас был хороший пример трех пантаклей, соединенных в один. Это рисунок, графически дававший схему Великого Аркана в конце прошлой лекции. Встречавшееся нам начертание Имени יהוה тоже должно считаться пантаклем схемы цикла динамического процесса. В области звуков как простые, так и синтетические формулы делятся на два класса: класс mantram и класс setram.

Мантраические формулы суть те, которые предназначены для действия на астросом сущности, отличной от самого оператора (хотя бы даже эта сущность входила в оператора как составная часть его коллективного Я). Так, например, формула, предназначенная человеком для действия на другого человека, или на элементария, или на элементаля и т. д., будет мантра. Формула, коей человек желает воздействовать на собственную печень для регулирования ее функций, будет носить то же имя.

Сутры, в противоположность мантрам, предназначены для укрепления астросома самого оператора, для регулирования функций всей системы нервных узлов этого астросома, играющих роль в процессе переведения воли из ментального плана в область физическую.
Эти сутры, выражаясь вульгарно, наделяют оператора апломбом, необходимым для успешного выполнения магической операции.

Извинившись перед слушателями за сделанные отступления от главной темы сегодняшней Лекции, возвращаемся к вопросу о пентаграмме. Отложим до 7-го аркана разговор о материалах, из которых должна быть изготовлена пентаграмма, употребляемая при операциях, а равно и сведения о добавочных знаках и символах, помещаемых на ней. Вместо этого упомянем об одном обстоятельстве, весьма важном и дающем пентаграмме преимущество перед остальными пантаклями. Необходимо заметить, что астральные сущности (т. е. сущности 2-х планов) обладают лишь астральными органами, т. е. средствами познания астросомов тех объектов, с которыми они входят в контакт.

Познавать физическое тело объекта (если последний таковым обладает) астральная сущность может лишь временами, при помощи так называемого медиумического займа флюидов, т. е. заимообразного присвоения жизненной силы и тонких материальных начал у лиц, называвмых медиумами, или у каких-либо органических сред организмов, живущих в 3-м плане (сок растений, слюна, кровь, семя, молоко, пот и т. п.).
В частных случаях этот заем может производиться при процессе испарения воды, сжигания органических продуктов (смола, сушеные травы и т. п.).
В случае медиумического займа флюидов астральная сущность, так сказать, изготовляет себе на время физические органы и приобретает способность видеть, слышать, обонять и т. д., подобно нам.
Таким образом, при отсутствии медиумических начал, астральная сущность не может видеть стол, а познает лишь астросом стола, т. е. формальное начало, положенное в основу этого предмета, не способна слышать произнесенные слова, а познает лишь формальные начала фразы и т. д.
Она, так сказать, просто:

  1. учитывает количество энергии, затраченное на придание столу определенной формы, на произнесение упомянутой фразы и т. п.;
  2. точно констатирует все преобразования энергии, происшедшие нри упомянутых процессах, порядок и точнейшую схему этих преобразований.

Вот принципы так называемого чисто астрального зрения, которое бы лучше было назвать астральным восприятием.
Теперь представьте себе астральную сущность, взирающую на воплощенного человека чисто астральным зрением. Она воспримет определенную схему энергетических проявлений.
Магия утверждает, что эта схема очень сходна со схемою астрального восприятия энергетических проявлений пентаграммы, изготовленной из семи металлов, а эта последняя мало отличается от схемы восприятия пентаграммы из чистого золота.
Некоторые авторы предлагают выражать пентаграмму при помощи динамомашины в форме электрической иллюминации.
Если стать на эту точку зрения, то следует, что пентаграмма обладает преимуществом не только вызывать ассоциацию с идеей свободной воли, но и создает иллюзию присутствия активного человека.
Это не только символ, но еще как бы пугало.
Чем активнее человек, чем тверже его воля, тем ближе схема пентаграммы, ритуально освященной магом (т. е. достаточно магнетизированной его флюидами), подходит к схеме его проявлений.
Вследствие этого мы позволим себе называть пентагралшами все сущности, подошедшие под категории 3 + 2 и2 + 3.
Про астральную борьбу двух людей или про астральную борьбу человека с элементарием или эгрегором мы скажем, что это— борьба двух пентаграмм. Кстати, коротко остановимся на преимуществах той или иной стороны в этой борьбе.
Если борются в астрале две сущности, то в этой борьбе надо учитывать прежде всего их астральную силу (активность + восприимчивость).
При равных астральных способностях перевес будет иметь сторона, имеющая более твердую точку опоры в третьем (физическом) плане. Так, маг, астральность которого на уровне астральности элементария, несомненно победит, благодаря обладанию физическим телом.
Если бы мага умертвили в этот момент, то он был бы лишен этого преимущества, и силы были бы равны.
Вдали от планеты можно одолеть планетного духа, но вблизи планеты это невозможно, ибо его астросом имеет поддержку в ее физическом теле.
Попробуйте победить дух Земли в магической церемонии, происходящей на ее поверхности!
А влияние духа Сатурна или духа Юпитера вы можете преодолеть земной церемонией.
Маг сильнее в церемониальных применениях воли, когда его астросом опирается на физическое тело, чем во время так называемых экстериоризаций или выходов в виде астросома, когда он сохраняет с телом лишь слабую связь.
Из двух Магов одинакового астрального развития победит в борьбе тот, у кого в физическом теле сильнее нервная система.
Если и эти условия одинаковы, то победит тот, у кого больше жизненной силы в крови.
При равенстве запасов жизненной силы — тот, у кого органы в лучшем состоянии, и т. д.
Предыдущие разъяснения достаточны, чтобы оправдать значение, придаваемое магами пентаграмме, и не следует удивляться частым ее появлениям в магическом и масонском символизме.
Пламенеющая звезда, впервые появившаяся в товарищеской ложе, есть пентаграмма с буквою G посередине.
Для Мастера эта буква означает God ).
Для средних степеней — Gnosis (познание — греч.).
Для высших, так называемых герметических степеней — Generatio (порождение — лат.).
При истолковании пентаграммы в масонском символизме следует быть очень осторожным и не пугаться обратного ее положения (2 + 3). Это разложение истолковывается не черно-магически, а чисто метафизически с оттенком последовательности во времени.
Эту пентаграмму толкуют так «Сначала у тебя будут бинеры (2), потом поучишься, вдумаешься, и они нейтрализуются третьими терминами; у тебя будут Тернеры (3)».
Даже в истолковании разложения 1 + 4 существуют разные точки зрения. Не всегда 4 материально, а единица духовно-астральна. В Великом искупительном астральном клише יהשוה(Иешуа) буквы יהוה, символизируют волю Божества, Слово (Логос) как орган этой Воли; символ ש(Шин = 300 = 21-й аркан) означает механизм материализации, т.е. воплощения этого Слова. В данном случае пентаграмма выглядит так:

img_17

Чертеж 17

Верхняя ее вершина будет тем материальным оружием, которым эта воля действует в физическом плане. Это клише — наимогущественнейшая из пентаграмм всего астрального плана. В ментальном плане ей соответствуют догматы воплощения и искупления (розенкрейцерские школы XVI — XVIII вв.). Если в этом символе вы יהוה будете истолковывать не как Божью волю, а как слабое ее отражение — волю отдельной человеческой личности, то символ יהשוה сведется к обыкновенной человеческой пентаграмме.

ЛЕКЦИЯ VII

Продолжение Пятого Аркана

Как создать в себе эту человеческую пентаграмму, эту астральную мощь?
Очевидно, с помощью постоянной систематической ментальной работы, астральной и физической тренировки.
Но тут появляется небольшое осложнение. В ту пору, когда кто-нибудь из нас задается целью сформировать в себе эту пентаграмму, ему приходится считаться не только с необходимостью породить в себе новые явления, но и с неудобствами, вытекающими из несовершенства прежнего его воспитания и самовоспитания.

Таким образом, задача воссоздания личности распадается на две области:
1) образование в себе сознательно-волевого человека,
2) правильное перевоспитание импульсивного человека, того, который действует во всех областях рефлекторно, отвечая на определенные восприятия шаблонными реакциями Человека, который кричит от боли, бежит от опасности, отвечает ударами на удары, улыбкою на лесть и т. п. Импульсивный человек должен быть воспитан так, чтобы он мог быть удобным орудием воли сознательного человека. В нем одни рефлексы надо усилить, а другие — подавить.

Эта лекция будет целиком посвящена задачам образования волевого человека. Если в обычную пентаграмму мы впишем человеческую фигуру, то верхнему углу пентаграммы будут соответствовать центры, соответствующие области мышления и органам зрения (центральная часть лба над переносицей и глаза).
Поговорим прежде всего о так называемом процессе медитации — сознательного, добровольного мышления. Медитация слагается из:

  1. чувственных восприятий соответствующих органов;
  2. фиксации идей (памятью);
  3. умения сопоставлять идеи.
Соответственно можно указать следующие общие приемы, ведущие к облегчению медитации:
  1. избегать рефлекторных ответов, диктуемых исключительно памятью без участия остальных элементов медитации;
  2. избегать споров, сводящихся обыкновенно лишь к сопоставлению форм (диалектика), а не идей. Огромное большинство споров имеют исходной точкой или различное понимание какой-либо терминологии (в этом случае спор основан на недоразумении), или различие основных догматов миросозерцания (в этом случае спор бесцелен);
  3. упражняться в познании невидимого в видимом, астросома и духа — в физической оболочке объекта.
    Недостаточно рассматривать контуры тела человеческого, желательно проникнуть в астральные аналогии его форм, в динамику проявлений астросома (аура) и даже в свойства ментальной монады личности;
    Недостаточно рассматривать произведение искусства со стороны его конкретных деталей, необходимо вникнуть в существо его формы и даже в его идею;
  4. всюду отыскивать натуральные аналогии подобно тому, как мы это делали при изучении 3-го аркана в отношении человеческого тела, и эти аналоги толковать самым широким образом;
  5. не пренебрегать случаями познания гармонии и законченности: посещать музеи, слушать хорошую музыку, вообще не чуждаться мира искусства.

Предыдущие замечания характеризуют процесс медитации слишком обобщенно.
Для ясности остановимся на частных проявлениях механизма медитации. Изучим так называемое сосредоточение мысли (концентрацию). Представьте себе, что мы добровольно ограничили область медитации определенным числом объектов— это будет называться концентрацией мысли на этих объектах.

Мне желательно ознакомить вас вкратце с приемами тренировки в областях активной и пассивной концентраций. Думайте о каком-нибудь органе, о какой-нибудь части нашего тела, сосредоточившись на вопросе о ее гармоническом состоянии. Это будет не только хорошим упражнением в концентрации, но может оказаться полезным и при устранении болезненного состояния этого органа, дисгармонии или ослаблении его функций. Попробуйте в вашу медитацию ввести желание или представление дисгармонии того же органа; вы получите противоположный результат (сюда относится образование так называемых стигматов у лиц, сосредоточивающихся на идее повреждения той или другой части тела, например, у мистиков-экстатиков, посвящающих всю Страстную неделю помыслам о ранах распятого Христа). Лицам очень импульсивным рекомендуется сосредоточиться на произвольном объекте, пусть даже незначительном, задаваясь при этом целью господствовать над рефлекторными сокращениями мускулов (не поворачивать головы при шуме и т. п.). Этот второй тип упражнений носит характер общей подготовки.

На третье место мы намерены поставить весьма важный тип упражнения в концентрации, рекомендуемый всеми учебниками прием путешествия в воображении. Вы или вспоминаете во всех деталях действительно совершенное путешествие, или измышляете таковое в частях или в целом, наглядно переживая мельчайшие детали совершаемых движений и воспринимаемых впечатлений, абсолютно отрываясь от реальной обстановки и заканчивая упражнение через 20—30 минут по звонку будильника.

Четвертым типом упражнений считаю концентрацию мысли на изучении деталей строения реального предмета, находящегося в вашем распоряжении + проникновение в формальные основы строения и происхождения предмета+идею его назначения (до 30 минут).

5-й хорошо упражняться в отчетливом представлении отсутствующего предмета и затем сравнивать детали представления с деталями реального предмета (30 минут).

6-й если предыдущие упражнения вам хорошо удались, то попробуйте вообразить общую форму несуществующего или не виденного вами предмета и от этой общей формы перейти к формам деталей, проверяя точность и закономерность своего творчества обратным восхождением от деталей к ансамблю и к соответствию его идее (до 40 минут).

7-й после этой стадии упражняйтесь в быстром и отчетливом переходе от активного сосредоточения на одном объекте к сосредоточению на другом. Умение делать это произвольно будет свидетельствовать о значительной силе сосредоточения упражняющегося. Конечно, чем неудобнее и беспокойнее обстановка упражнения, тем ценнее удача в таковом.

Перехожу к типам упражнения в пассивном сосредоточении. Таковое многими считается труднее достижимым, нежели активное. Благоприятной обстановкой для первых опытов считаются: темнота, отсутствие всего, способного отвлечь внимание, лежачее положение, ослабление процесса дыхания, закрывание глаз, ушей и т. п. При этих условиях пробуют сосредоточиться активно на очень симметричной форме, например, на круге или диске определенных размеров, неподвижном или вращающемся на бесконечном фоне. Цвета круга и фона— по желанию. Затем сокращают размеры фигуры до точки. Наконец, усилием воли устраняют и эту точку. Остается представление Об одном фоне, и это условно именуется достижением пассивного сосредоточения в области астральных восприятий. Конечно, при дальнейших упражнениях желательно уничтожение самого фона, т. е. полное отсутствие подчиненных воле представлений во всех областях.

В этом состоянии пассивности внешняя причина (например, чужая воля) может внести в эту пустоту то или другое восприятие (идею, геометрическую форму, иллюзию звукового впечатления, иллюзию осязания, вкуса или обоняния), и вы будете уверены, что восприятие исходит из внешних активных центров, а не должно быть отнесено к работе собственного воображения.

Можно варьировать до бесконечности формы подготовительного упражнения: приведенная схема— лишь пример. Упражнение в пассивном сосредоточении не должно продолжаться более 10 минут, а в самом начале упражнений — от 3 до 5 минут.

Я уже сказал, что активное и пассивное сосредоточение суть типичные формы медитации оккультиста.
Определим некоторые виды их применения.
Наиболее характерная форма сосредоточения с практическою целью— это активное сосредоточение на каком-либо вопросе, за которым следуетТгассивное сосредоточение.
Это пассивное сосредоточение служит почвою для взращивания ответа на вопрос, составлявший мотив активного сосредоточения.

Здесь следует различать 3 случая:

1) вопрос поставлен так, что ответ охватывает лишь ментальную область: мы, например, не можем догадаться, какая цепь логически связа'нных идей приводит к решению философского, математического и т. п. вопроса; нам, так сказать, недостает нескольких звеньев в логическом выводе из-за недостатка памяти или из-за неуверенности в использовании избранного метода. В этом случае активное сосредоточение сводится к ясному представлению тех звеньев логической цепи, которыми мы обладаем, плюс искреннее желание представить остальные с помощью медитации. После этого пассивное сосредоточение воспринимается как отдых от активного сосредоточения. Но после этого отдыха у нас вдруг отчетливо всплывают пробелы в цепи благодаря труднообъяснимому процессу так называемого интеллектуального ясновидения.

2) Вопрос обладает астральным характером. Этим я хочу сказать, что ответ на него дается формой, геометрической или музыкальной (акустической). Тогда чаще всего ответ получается в течение самого процесса пассивного сосредоточения, в виде образа на упомянутом воображаемом темном экране или в виде звуковой иллюзии.

3) Вопрос физического характера. Эттой условной терминологией я хочу отметить, что ответ на него должен быть дан в виде иллюзии осязания, обоняния или вкуса. Тогда чаще всего ответ складывается или в ходе самого процесса активного сосредоточения, или на границе перехода к пассивному, необходимость которого таким образом отпадает. Вы хотите вспомнить запах духов, соответствующих определенному названию, или вкус какого-нибудь пищевого продукта, или ощущение поверхности какой-либо ткани— все эти случаи я отношу к третьей категории.

Как видите, терминология — ментальный, астральный, физический — взята здесь довольно произвольно, исключительно по привычке производить аналогичные тернеры.
Среди частных применений этой методы укажем на так называемую психометрию в бодрственном состоянии (есть, еще психометрия медиумическая и сомнамбулическая).
Этот род упражнений современная оккультная наука характеризует как проявление так называемого шестого (одического, астрального) чувства, названного нами в предыдущем астральным восприятием, а потому все авторитеты единогласно рекомендуют лицам, упражняющимся в психометрии, сокращать во время сеансов до крайности восприимчивость органов пяти физических чувств.
Пока мы ограничиваемся простым указанием на важность для психометра умения пассивно сосредоточиваться.
Самый процесс обставляется следующим образом: перед сеансом психометр активно сосредоточивается на желании своего астросома вступить в контакт с астросомами целого ряда предметов. Затем он берет по очереди эти предметы, прикладывает ко лбу (деятельность центральных одических мест головного мозга), или к сердцу, или к солнечному сплетению; выбор места зависит от темперамента субъекта и его конкретных данных. При этом он каждый раз погружается в пассивную концентрацию, в течение которой может получить оптические (неокрашенные или окрашенные), реже— акустические и столь же редко осязательные иллюзии, относящиеся к истории возникновения предмета к истории его существования, к истории лиц и предметов, находившихся с данным предметом в астральном общении, и т. п.

Таким образом психометру представляется мастерская, в которой был изготовлен конверт, прижимаемый им ко лбу, или содержание письма, в нем заключенного, или характер лица, написавшего письмо, или события из жизни этого лица: часто — облик автора письма; иногда, в виде курьеза, обстановка конторы, в которой письмо штемпелевали, и т. д. и т. д.

Если этот предмет— старинная монета, то часто возникают интересные исторические клише; обломок руды, раковинка, окаменелость могут дать геологические клише.

Продолжительность пассивной концентрации над каждым предметом, собственно говоря, должна быть около 5 минут; но если предмет вызовет более одного клише, то ее можно продолжать до 20 или даже до 30 минут ради огромного научного интереса, обусловленного созерцанием ряда клише, часто располагающихся в обратном хронологическом порядке.

Вопрос о выборе первоначальньгх упражнений лицом, не сенситивным от природы, но желающим развить в себе психометрические способности, решается каждым по своему усмотрению, хотя, вообще говоря, рекомендуется начинать с упражнений, в которых предмет должен выбрать ответ из нескольких, наперед задуманных форм. Например, у нас 7 закрытых писем, заведомо принадлежащих перу семи известных лиц. Определить психометг рически — какое от кого?

У нас 4 мешочка с 4-мя сортами непахучих минералов; различить психометрически эти минералы.
Примерные схемы таких упражнений, вместе с рассказами о типичных случаях особенно удачных психометрических опытов, можно найти в 12-й главе сочинения Брандлер-Прахта, озаглавленного «Оккультизм» (русск. пер. Максимова), а также в статье Е. К. Лосской (журн. «Изида», июль 1910 г.).

К психометрическим опытам следует отнести и так называемый сенситивный диагноз внутренних болезней, практикуемый очень восприимчивыми людьми, обладающими притом достаточно широким наружным слуховым проходом. Обыкновенно эти лица предлагают пациенту погрузить мизинец в их ухо и через несколько минут сообщают подробные сведения о состоянии его внутренних органов.
Так называемое смотрение аур, т. е. астральных эманации лиц и предметов, с определением их цветов, размеров цветных слоев и т.п., тоже представляет собою приложение схемы короткого активного сосредоточения на желании видеть ауру и более продолжительного пассивного, в течение которого эта аура воспринимается.
Ауру многие видят не закрывая глаз, причем уменье распознавать грубейший ее слой, пожалуй, следует отнести к простому усовершенствованию физического зрения — умению сосредоточиться на рассматривании определенной области. Гораздо чаще все части ауры рассматривают закрывая глаза, т. е. просто воспринимают шестым чувством.
Но, с точки зрения оккультизма, важнейшим применением концентрации в упомянутой схеме будет сознательная молитва.
В процессе молитвы активное сосредоточение распространяется на объекты различных планов и прдпланов, в зависимости от развития молящегося и содержания молитвы.
За ним следует пассивное сосредоточение, определяющее степень удовлетворенности молящегося собственной молитвой и характер и степень высших инфлуксов (влияний, токов), им приобретенных.
Мне остается коротко указать на процессы так называемого самовнушения и так называемого созидания иёейсил.

Я опишу процесс самовнушения в простейшей его схеме, принятой многими немецкими школами, чтобы в 10-м аркане подробнее развить теорию самовнушения и внести в схему соответственные дополнения.
Для самовнушения выбирают моменты так называемых recueillement; они, естественно, имеют место, когда мы н постели сознаем себя, не считая себя, однако, бодрствующими, или, еще лучше, когда при засыпании уже утратили способность ясно сознавать окружающую обстановку, еще владея мыслями и жестами.
В этих условиях самовнушение надо построить по схеме тернера — дух, астраль, физический план.
Положим, вы хотите внушить себе апломб и отсутствие рассеянности на завтрашнем экзамене. Само возникновение этой идеи и обусловит дух самовнушения. Теперь этот дух облечется астралем по следующей схеме: вы задумываете фразу: «Я бодр, непринужден, свободно обдумываю вопросы экзаменатора и отвечаю на них без всякой застенчивости и суетливости».
Продумав ее один раз, вы раза два повторяете ее шепотом, не открывая глаз, потом раза четыре в четверть голоса, еще раза два вполголоса и при этих операциях ясно представляете себе непринужденность вашей позы перед экзаменатором и всю обстановку (реальную или вымышленную) экзаменационного зала, экзаменаторов и т. п.

Помимо этого вы должны пережить и эмоциональную картину желаемого состояния. Вы должны настроить себя на ту радость и довольство собой, которые естественно обусловливаются сознанием апломба, ведущего к удаче, и удовлетворением самолюбия, вытекающего из таковой. Теперь у вас есть все астральные элементы, даже с небольшим привлечением физического плана (звуковые колебания вашего полушепота). Тем не менее вы должны представить физический план более интенсивно — громким произношением вашей фразы (раза 2), открыв при этом глаза и сопровождая все жестами, привычными для вас в состоянии апломба и непринужденной, но сдержанной радости. Тогда цикл внушений закончен.

Обратите внимание на два обстоятельства:

1) все фразы, картины и т. п. должны быть отнесены к настоящему времени (см. 3-й аркан);

2) самовнушение менее любого другого типа внушения требует веры оператора в удачный результат.
Когда вы внушаете что-либо другому, очень важно не сомневаться в удаче. При процессе самовнушения можно добросовестно проделать все, мною указанное, без всякого доверия к методу и тем не менее достичь хороших результатов.

Это объясняется тем, что наша воля удобнее прилагается к владению собственным астралем, чем чужим.
Самовнушение по этому методу удобно прилагается к устранению тех или других болезненных симптомов, к уничтожению дурных привычек, общему укреплению организма, совершенствованию памяти и т. п.

Порождение идей-сил совершается по следующей схеме: вы задумываете создать сущность (астральную), способную воздействовать на вас самих или на другого в определенном направлении. Ну, например, в смысле такого желания: «Хочу, чтобы дядя NN сделался менее раздражителен». Эта идея (даже не формулированная словами) будет mens сущности. Чтобы создать ей астраль, вы сокращаете судорожно все мускулы конечностей, стоя на одном месте; потом вы сосредоточиваетесь на мысли о предоставлении в распоряжение упомянутой сущности всей энергии ваших мускулов; одновременно с этим вы ослабляете мускулы до состояния полной расслабленности. Запасенная, но неиспользованная на механическую работу энергия большей частью поступит в распоряжение волютивной сущности, т.е. сформирует астросом. Можете облегчить формирование тонкой физической оболочки этой сущности, поставив вблизи стакан парного молока, меду или свежевыпущенной крови; жизненная сила (джива) этих продуктов сыграет роль медиумического начала.

От вопроса о медитации, естественно, перейдем к области, также относящейся к верхней вершине пентаграммы, а именно к энергетическим (флюидическим, одическим, магнетическим) эманациям взгляда. Я коснусь этого предмета лишь бегло, ввиду необходимости повторной переработки в десятом аркане всего, что я скажу здесь о глазах, руках и ногах.
Элементарная форма астрального применения взгляда — так называемый центральный взгляд, т. е. фиксация обоими глазами средней части лба над переносицей у того субъекта, над которым мы экспериментируем.
Такая фиксация, соединенная с активным сосредоточением на определенном желании в определенной форме при полном представлении тех движений, которые пациент должен проделать, или тех эмоций, которые он должен испытать, или, наконец, при полном сознании тех мыслей, которые должны ему прийти в голову, может побудить последнего к реализации ваших желаний, если только он сам в это время не сосредоточился активно на небольшом числе объектов.
Кроме центрального взгляда, в лоб, употребляется еще центральный взгляд в затылок, а также в промежуток между лопатками (места, на которые направляется центральный взгляд, не должны быть прикрыты изоляторами — шелком, шерстью, мехом и т. п.).
Расстояние, на котором успешно действует центральный взгляд на не особенно чувствительного человека, будет — для лба — до 50 шагов; для спины и затылка — до 4—5 шагов.
Кроме центрального взгляда, необходимо владеть взглядом в глаза другому, на тот случай, если бы понадобилось противодействовать пентаграмме, фиксирующей нас центральным взглядом.
В борьбе двух пентаграмм, фиксирующих друг друга в глаза, факторами, определяющими победу, будут следующие качества, расположенные в порядке их значения: мистическая власть, астральная власть, нервная сила, жизненная сила крови, функциональное и органическое здоровье тела.
Если надобно не бороться с чужим центральным взглядом, а поддаваться ему, то следует опустить глаза и сосредоточиться пассивно. Лучше всего центральный взгляд действует на спящего или загипнотизированного человека.
В технике центрального взгляда следует прежде всего позаботиться о правильности сведения оптических осей на точку, а затем о выносливости взгляда (отсутствие моргания, слезливости, воспаления век и т. п.). Для устранения слабости век и вообще наружных оболочек органа зрения окулистами рекомендуются глазные ванны, души, примочки водными настоями различных трав и т. п. Что же касается самого процесса фиксации, то людям, не владеющим от природы устойчивым центральным взглядом, рекомендуется упражняться в таковом сначала на черной точке величиною с гривенник, помещенной на стене на высоте глаз наблюдателя в трех-четырех метрах от него.
Сначала надо взирать на эту точку в направлении, перпендикулярном к стене. По укреплении в этом упражнении отходить и смотреть на нее под углом к стене, а в следующей стадии — упражняться в передвижении по комнате, не спуская глаз с точки, а также учиться быстро переводить центральный взгляд с одной точки на другую, не ослабляя его интенсивности.
После этих упражнений учебники рекомендуют практику центрального взгляда на собственном изображении в зеркале с присоединением точно такого же упражнения на глядение в глаза тому же изображению.
Продолжительность упражнения в центральном взгляде не подлежит ограничению и зависит от Природных или выработанных способностей субъекта.
Центральный взгляд на лицо должен держать в поле зрения наблюдателя все подробности физиономии пациента без перемещения зрительных осей. По возможности сосредоточение при центральном взгляде должно быть сопряжено с уверенностью в выполнении желания и с отсутствием эффектов беспокойства, боязни и т. п.
Перехожу к магнетизму рук.
Классические авторы по магнетизму, а также показания Чувствительных людей, видящих флюидические эманации конечностей в виде цветовых пучков (в темноте), утверждают, что правая рука мужчины в состоянии нормальной поляризации флюидов излучает положительный магнетизм, т. е. энергию, при небольшом расстоянии между рукой и буссолью склонения способную оттолкнуть тот полюс магнитной стрелки, который мы называем северным.
Итак, если считать северный магнетизм положительным, то можно утверждать, что правая рука испускает плюсовой магнетизм (при вышеупомянутых ограничениях). Подобно этому левая рука мужчины, вообще говоря, должна испускать отрицательный.
У женщины нормальная поляризация флюидов должна быть противоположна мужской.
Для проверки этих законов и для суждений о степени интенсивности и правильности поляризаций у отдельных лиц существуют приборы, именуемые магнитометрами. Незакрепленная стрелка подвешивается как в гальваноскопах; конец указной стрелки ходит по лимбу для отсчета числа градусов в отклонении.
В этом аркане мы не будем говорить о лечебных и иных применениях магнетизма конечностей, а только укажем, что нормальная поляризация левой ноги однородна с поляризацией правой руки (и обратно), а также, что ножными запасами магнетизма пользуются иначе, чем ручными. Прекращая усилием воли отрицательные эманации, скажем правой ноги, я могу запас таковых поставить в распоряжение, допустим, левой руки и этим усилить показание магнитометра об этой руке.
Из вышесказанного вытекает, что схема мужской пентаграммы будет определяться чертежом 18, а женской пентаграммы чертежом — 19.

img_18

img_19

Чертеж 18
Чертеж 19

Отступления от нормальной поляризации бывают постоянные (есть женщины с мужской поляризацией и наоборот)'или временные, определяемые душевным состоянием, физическим самочувствием и, наконец, даже сознательным усилием воли. При этом не мешает заметить, что слабая пентаграмма перемагничивается под влиянием близости или прикосновения (пассы, наложение руки и т.п.) сильной, додобно тому как слабый магнит перемагничивается, попадая в поле индукции сильного.

Заканчивая сегодняшнюю лекцию о тренировке сознательного человека, обращу ваше внимание на то, что помимо медитации, играющей для него роль приема духовной пищи, в его распоряжении еще имеется и приправа к этой пище в форме сильного возбуждающего средства.
Возбуждающим средством для сознательного человека служит любовь во всех формах ее проявления. Как физическая любовь расширяет круг эгоизма нолудикаря, преобразуя личный эгоизм в семейный, так и соседские чувства семей переводят семейный эгоизм в племенной, а потом и в национальный, именуемый патриотизмом; как духовное сродство и притяжение метафизических натур или астральное сродство артистических соединяет их в кружки и школы, так и высокая универсальная любовь ко всему живому, ко всему проявляющемуся в архетипе, человечестве и природе служит мощным побудителем или укротителем процесса плодотворной, эволютивной, искупительной медитации, представляющейся главным орудием наших герметических реализаций.

ЛЕКЦИЯ VIII

Продолжение Пятого Аркана

Воплощенного человека можно условно рассматривать как совокупность 3-х элементов:

Задача изучения этой машины относится к области анатомии и физиологии с их многочисленными подотделами. Из этой области я вам напомню лишь об аналогичном тернере: голова — грудь — живот и о том факте, что качество и количество нервных флюидов зависит от качества и количества жизненной силы крови, а эта сила прямо зависит от питательных соков, выработанных процессом пищеварения.
Займемся поскорее импульсивным человеком и его отношениями к сознательному.

Импульсивный человек по существу его определения пассивен — он реагирует на внешние впечатления по определенным неизменным законам. В силу основных арканов он тройственен: в нем есть чувственный человек, живущий инстинктами, имеющий потребности; в нем есть чувствующий человек, обладающий страстями, живущий смутно выраженными желаниями (не смешивать с сознательными хотениями); наконец, в импульсивном человеке найдется и интеллектуальный, живущий рассудком, проявляющий себя автоматическим расчетом.

Роль сознательного человека — умерять, погашать рефлексы импульсивного и даже иногда обращать их в сторону, противоположную первоначальной.
Низший импульсивный человек рефлекторно отдернет с преувеличенной быстротой руку от горячего предмета.

Сознательный человек может удержать это проявление и даже при надобности сыграть роль Муция Сцеволы.
Средний импульсивный человек ответит улыбкой на лесть, но сознательный человек ожидаемую улыбку может сдержать или даже переродить в гримасу.
Интеллектуальный импульсивный человек в ответ на юридический вопрос по привычке применит недавно отмененную статью закона или неполно понятую распространенную практику; сознательный человек вовремя напомнит ему изменение статьи или неуместность знакомого употребления в той конкретной исключительной формулировке, которая имела место.
Импульсивно-интеллектуальный человек— преопасная фаза человеческих проявлений, он— апостол рутины, враг новых гипотез, патрон школьников, которые автоматически применяют привычные методы и формулировки к объектам, на которые таковые не распространяются.
Все три фазы импульсивного человека могут породить в нем эксцессы — Пороки в соответствующих областях, если этому вовремя не воспротивится сознательный человек.
Низшая фаза порождает ряд пороков материального характера, из которых типичнейшим является пьянство.
Средняя фаза — другой ряд пороков, представителем которых служит разврат, мы подразумеваем астральный разврат, множащийся путем воображения формы страстных проявлений.
Наконец — интеллектуальный импульсивный человек порождает пороки, основанные на автоматическом расчете. Прототипом этих пороков является игра. Теперь ряд разрозненных вопросов, которые уместно затронуть здесь во избежание остановок при изложении дальнейших арканов.

Вопрос первый: может ли сознательный человек на время или перманентно утратить власть над человеческим телом? Т. е. может ли быть нарушена иерархия? Ответ— может в следующих случаях:

  1. при отсутствии функций сознательного человека и наличии функций импульсивного (сон, летаргия и т. п.);
  2. при порче нервной клетки органа чувства, двигательного центра и при разрыве нерва;
  3. при расстройстве циркуляции иди производства нервного флюида (то, что врачи называют функциональным расстройством нервной системы).

Все эти препятствия в частных случаях могут помешать сознательному человеку проявлять те элементы, которые являются результатами его доминирования над импульсивным, т. е. здравый смысл в области инстинктивной, гармонию — в душевной и проницательность — в интеллектуальной.

Второй вопрос: какие возможны уклонения от нормы в области человеческого воображения? Для ответа на этот вопрос отдадим себе отчет в том, что формы, порождаемые воображением, зависят не только от характера нашего астросома, но и еще от двух влияний:

1) от данных органов чувств и
2) от регулирующей логики нашего духа.
Если дух перестанет правильно воздействовать на процесс порождения форм, то воображение перерождается в так называемую фантазию. Если нервные посредники органов чувств ненормально реагируют на внешние впечатления или если их лжереакции проявляются без участия внешних объектов, то получаются так называемые галлюцинации.

Третий вопрос: как алкоголь влияет на человека в различных фазах опьянения?
Следует различать 3 фазы человека после неумеренного приема алкоголя.

Четвертый вопрос: что такое гипноз с нашей точки зрения на подразделение человека? В гипнотическом процессе гипнотизер грубо раздражает или переутомляет нервные центры, управляющие органами чувств, тем самым всецело отвлекает импульсивного человека от сознательного в пациенте и на место сознательного человека в последнем ставит свою сознательность и волю, управляя за пациента проявлениями его импульсивной личности. При этом толковании имеются в виду лишь методы получения так называемого гипноза в тесном смысле слова, без всякого магнетического воздействия (об этом — позже), а лишь путем раздражения и утомления зрения блестящими предметами на темном фоне или вращающимися зеркалами, раздражения слуха путем удара в гонг или утомления его монотонно повторяющимися звуками, воздействия на пациента испугом и т. п.
Так как действие сознательного человека на импульсивного простирается не только на настоящие, но и на будущие моменты, то сказанное не исключает возможности гипнотически внушать будущие поступки и ощущения.

Пятый вопрос: как понимать сумасшествие?
Здесь придется различить 2 типа сумасшествия:

  1. от физических причин;
  2. от причин астральных.

Ведь по своим проявлениям сумасшествие вполне можно уподобить перманентному состоянию пьяного во второй фазе опьянения. В сумасшедшем перевешивают импульсы, и притом импульсы определенного характера, т.е. относящиеся к деятельности определенных нервных центров.
Такие состояния могут, конечно, порождаться органическими или функциональными расстройствами нервной системы. Но возможно повышение деятельности определенных центров за счет прочих и в ущерб им от чисто астральных причин.

Астросом человека реализовал его тело й управляет им и его формальными проявлениями. Дух проявляется при посредстве астросома. Представьте себе, что к астросому присоединилась посторонняя астральная сущность и стала вместе с ним управлять телом. Получится ненормальность в проявлениях астрального и физического планов, иногда затруднение или невозможность нормального проявления ментальности вследствие парализования вторым астросомом части функций первого.

К астросому может присоединиться лярва, своя или чужая. Это даст случай прочной лярвической инкарнации, определяющей преобладание в сумасшедшем типичного для лярвы порока.

Лярва сначала будет вырабатывать в теле способность к практике порока, а потом,по истощении ресурсов тела по этой части, будет в большинстве случаев стремиться разрушить тело, с которым она связана продолжительным пребыванием в нем. Смерть тела освободит ее, даст ей возможность отделиться от астросома и воплотиться в другое тело для утилизации его ресурсов. В тело может инкарнироваться элементарий дурного типа и бороться с астросомом человека, определяя смену периодов сумасшествия и периодов просветления. Но когда все это возможно? Когда человек достаточно пассивен, не занят своим телом настолько, чтобы суметь защитить его от вторжения посторонней астральности.

Лярва легко вторгается не только в спящего человека, но и в человека, обескураженного неудачами, не видящего в жизни цели, и даже в человека, активно сосредоточенного на пороке, характеризующем эту лярву.
Элементарий довольно легко внедряется в тело человека, сознательно или бессознательно экстериоризовавшего свой астросом.
Бессознательно мы экстериоризуемся чаще, чем вы думаете. Испуг, внезапное горе, безвыходное положение, все то, что заставляет на миг возненавидеть жизнь физического плана, облегчает тем самым процесс экстериоризации. Внезапная радость может вызвать тот же эффект по другим причинам. В момент такой радости душа человека настолько проникнута благодарностью астральным началам, породившим благоприятную реализацию, что невольно устремляется к этим началам и также может экстериоризоваться.
Иногда экстериоризовавшемуся астросому удается вернуться в тело и изгнать непрошеного гостя (временное умопомешательство); иногда ему вернуться не удается; в теле оперирует вселившаяся сущность (перманентное умопомешательство или в лучшем случае перемена характера личности на несоответствующий его телу и потому губящий это тело); наконец, возможен случай возвращения в тело при бессилии изгнать посторонний астросом: получается процесс совместного жительства двух астросомов в одном теле при наличии постоянной борьбы между ними (перемежающееся сумасшествие).

Ответив на поставленные выше вопросы, продолжим наше изложение описанием режимов импульсивного человека в его трех фазах, наиболее облегчающих распоряжение им со стороны сознательного и реализацию эволютивных планов последнего.

Режимы импульсивного человека, естественно, представятся в трех разветвлениях на режимы отдельных его фаз. Рассмотрим прежде всего режим инстинктивного импульсивного человека. Здесь наибольшее внимание следует обратить на пищевой режим.
Прежде всего следует отметить нормальную роль воздержания от пищи. Временное воздержание от пищи, доставляя отдых органам пищеварения, тем самым предоставляет в распоряжение высших органов некоторую экономию нервных флюидов, определяющую возможность повышения духовной деятельности. Избыток пищи производит обратное действие — он предрасполагает человека к духовной косности. Конечно, слишком продолжительное воздержание от пищи дурно отзывается на самом организме.
Что касается времени принятия пищи, то, согласно вышесказанному, его следует ставить в зависимость от характера последующих и предыдущих занятий.

О роде пищи можно сказать, что постоянный вегетарианский режим уместен лишь в странах тропических и субтропических. В умеренном поясе он практикуется магами лишь как подготовление к операциям, требующим некоторого затишья в функциях душевных центров без крайнего сокращения деятельности центров инстинктивных (растительная пища поддерживает инстинктивность, а животная — душевность; в тропических странах последняя в достаточной мере поддерживается астрально благодаря обилию солнечных лучей).
Вегетарианский режим в обычной форме у магов длится до 40 дней; строгий вегетарианский режим (фрукты и овощи, сваренные на воде без соли) — не более чем 7 дней. Необходимость приема животной пищи не исключает осторожности при ее употреблении. Мясо часто содержит дурной астралъ, т. е. оно часто флюидически связано с фантомом (низшая часть астросома, управляющая после физической смерти существа функциями разложения и вообще возвращения природе его физического тела) раздраженного, испуганного, мстительно настроенного животного. Во избежание инкарнации этого дурного астраля следует перед приемом животной пищи мысленно произнести какую-нибудь сутру для укрепления своей воли в самозащите или мантру для изгнания дурного астраля из пищи.
Так называемый вопрос о сентиментальном вегетарианстве вовсе не существует, ибо процесс вампиризма есть основной закон формирования сущностей и применяется не только при безубойном питании, но даже при процессе дыхания.
Что же касается попыток достигнуть самоусовершенствования путем аскетизма в чем бы то ни было, ссылаясь на то, что великие учителя были аскетами, то тут следует возразить, что если человек высокой степени совершенства, посвящая себя почти всецело духовной работе, берет" от физического плана лишь горсть риса в день, то обратный тезис весьма несправедлив и воздержанием, не соответствующим степени погруженности субъекта в медитацию, последний никакой пользы себе не принесет.
Анахорет, погруженный в созерцание, обходится без фосфора, но профессор или проповедник, доказывающие с кафедры, читающие и пишущие книги, нуждаются в таковом.
Закончим описание режима инстинктивного человека указанием на то, что кроме пищи ему подчас нужны так называемые возбуждающие средства.
Одна пища хороша для тех, кто не осужден на периодические быстрые расходы нервной энергии; кому это необходимо, тот должен прибегать к возбудителям, динамизирующим кровь и облегчающим заем энергии у узлов и плексусов.

Материальными возбуждающими средствами служат: кофе, чай, алкоголь, гашиш, опий, морфий и т. п.

Кофе и чай представляют из себя типичный бинер: кофе соответствует отрицательному полюсу бинера — он особенно усиливает восприимчивость. Фазы действия кофе следующие: он сначала облегчает пищеварение, занимая флюиды для этого процесса, а через 2—3 часа облегчает вторичный заем в пользу интеллектуальной восприимчивости; реакция кофе — упадок восприимчивости — наступает часов через 5 после приема; чай — положительный полюс бинера — замедляет пищеварение и на время этого замедления помогает реализации в интеллектуальной области за счет нервной энергии не использованной на пищеварение; реакция чая — продолжительное отвлечение флюидов от интеллектуальной сферы для исправления задержек в пищеварении; бессонница от крепкого чая — не реакция, а фаза его действия — хочется думать, а не спать; реакция наступает позже. Упомянутый бинер красиво нейтрализуется алкоголем, при коротком, но сильном действии его по повышению как восприимчивости, так и активности; его надо принимать перед моментами, когда придется проявить быстроту понимания и находчивость в реакциях и отнюдь не повторять приемов.
Все вышеизложенное справедливо лишь для человека, не обратившего употребление перечисленных возбудителей в привычку.

Опий и морфий притупляют чувствительность нервных центров к расходованию флюидов и тем создают иллюзию неутомимости; то же можно сказать о кокаине. Гашиш-менее изучен— главным образом он позволяет меньше сознавать связь астраля с телом и часто дает иллюзию экстериоризации астросома, тогда как опий и морфий способствуют действительной экстериоризации.

Переходим к режиму анимического (анима — душа.— Прим. ред.) человека. Здесь аналогией питания выступает процесс дыхания; возбуждающие средства — ароматы. Дыхательные упражнения оккультистов преследуют 3 цели:

    1) правильность процесса окисления крови, обновляющего запас жизненной силы;

    2) регулирование ритма дыхания человеческой волей и вытекающую отсюда власть над функциями сердца;

    3) устранение излишней потери углекислоты.

Первое достигается плавным вдыханием и достаточною задержкой дыхания,
третье — отчасти задержкой дыхания, отчасти медленным выдыханием;
второе - управлением совокупностью фаз дыхательного процесса.

Мы дадим короткую схему первоначальных дыхательных упражнений. Человек с необремененным желудком принимает почти горизонтальное положение (голова и плечи несколько выше остального тела) с вытянутыми вдоль туловища руками и вытянутыми же ногами; мускулы расслаблены; помещение хорошо проветренное, но отнюдь не холодное; отсутствие всяких забот, беспокойств и полная уверенность в том, что никто не отвлечет упражняющегося от его занятий (нарушение последнего правила может фатально отразиться на судьбе лиц, прерывающих упражнение, и на самом субъекте). При этих условиях человек закрывает рот и возможно медленнее, но вполне непринужденно вдыхает воздух через обе ноздри вплоть до неболезненного вздутия грудной клетки и живота; это — фаза вдыхания. Затем следует фаза задержки воздуха, после чего наступает фаза медленного выдыхания через обе ноздри. Выдохнув весь воздух, упражняющийся делает короткую паузу между концом выдыхания и началом следующего вдыхания. Это будет фаза прекращения деятельности дыхательных органов.

Теоретически было бы желательно иметь первые три фазы равными по продолжительности и притом возможно длиннее. На практике выходит несколько иначе. Фаза вдыхания своею относительною продолжительностью характеризует умение вампиризировать окружающую среду. Фаза задержки— умение ассимилировать захваченные элементы; фаза выдыхания — умение распоряжаться запасом приобретённых сил и способностей; фаза прекращения — способность к пассивному сосредоточению (которое у мага не должно быть слишком продолжительно).
По этой причине при вдыхании рекомендуется активно сосредоточиваться на усвоении каких-нибудь сил, способностей и т. п.; при задержке — на идее ассимиляции тех же способностей, так сказать, на идее их личной переработки; при выдыхании— на идее разумного их применения; конечная пауза посвящается пассивному сосредоточению.
Абсолютная и относительная продолжительность фаз, как мы сказали, определяются типичными свойствами астросома дышащего субъекта, но можно указать приблизительно продолжительность этих фаз для среднего человека.
В начале упражнений — 10 секунд на каждую активную фазу и секунды 2 на четвертую, пассивную. Через несколько месяцев упражнений — по 25 секунд на активные фазы и секунды 3 на пассивную.
Упражняться рекомендую два или три раза в день, причем в начале курса упражнения пятиминутные, а к концу доходят до 25 минут за раз.

Описанная метода упражнений часто именуется западной. Многие признают ее опасной по той причине, что без связи с активной медитацией положительного (эволютивного) направления она часто приводит к Поглощению дурных начал среды (т. е. элементов, подвигающих на дурные и эгоистические проявления чувственного или идейного характера). Вот почему многие оккультисты видоизменяют ее на так называемый восточный лад, предлагая в тех же условиях производить дыхательные упражнения следующим образом.
Воздух втягивают первоначально одной левой ноздрей, прижимая крыло правой ноздри большим пальцем правой руки. Затем во время задержки дыхания зажимают крылья ноздрей обоими большими пальцами; выдыхают через правую ноздрю, оставляя левую ноздрю зажатой; после короткой паузы втягивают воздух правой ноздрей, опять задерживают воздух при зажатых ноздрях, выдыхают левой и т. д.
Этот метод очень пригоден как временный даже для лиц, придерживающихся первого метода, ибо очень удобен при насморке, не всегда допускающем применение первого метода.
Кстати сказать, начатый курс дыхательных упражнений не прерывают ни при насморке, ни при ларингите, ни даже при легком бронхите. При глубоком бронхите и при воспалении легкого упражнения немыслимы; при горячечных заболеваниях — затруднительны.

Раз мы заговорили о дыхательных упражнениях, неудобно не упомянуть об упражнении Солнечного сплетения (так называемый массаж плексуса, сводящийся к попеременному давлению на диафрагму с той и другой ее стороны).
К этому упражнению следует относиться с большой осторожностью, выполнять его аккуратно, без торопливости и никогда не предпринимать при дурном самочувствии или неуравновешенном состоянии духа.
Телу придают то же положение, что и при дыхательных упражнениях, но, втянувши воздух (непременно через обе ноздри), достигают вздутия лишь грудной клетки (живот остается не вздутым); затем, не выдыхая воздуха, усилиями одних лишь мускулов грудной клетки достигают плавного сокращения ее объема при одновременном медленном вздутии живота. Затем, работая только мускулами живота, опускают живот и этим вызывают вздутие груди; потом опускают грудь и т. д. После пяти или шести последовательных двойных фаз вздутия груди и живота останавливаются на фазе вздутия груди и медленно выпускают воздух через ноздри. Весь этот процесс я назову одним циклом упражнения плексуса.
Таких циклов надо провести штук пять, и тогда упражнение закончено.
Больше одного упражнения плексуса в сутки проделывать не советую. Начинать их следует по приобретении некоторого опыта в простом дыхании, ибо подъем или спуск груди или живота продолжается около трех секунд; следовательно, цикл упражнения более полминуты, что требует умения задерживать воздух в течение этого времени. Все упражнение будет длиться около 31/2 — 4 минут.

Вначале можно ограничиваться 2—3 циклами и даже делать паузы между циклами (1—2 минуты), заполняя их обычными дыхательными упражнениями.
Если через несколько часов после упражнения плексуса будут ощущаться нервные боли в желудке, то надо посоветоваться с учителем, ибо это значит, что была допущена ошибка в механизме упражнений или что таковые преждевременны.
Упражнения плексуса (или, точнее, всей области по соседству с диафрагмой) имеют целью вызвать прилив крови к солнечному сплетению и этим усилить его питание, а равно и укрепить соседние мускулы. Все эти элементы являются важными точками опоры человеческой воли при ее низших астральных реализациях.
Если дыхательные упражнения в режиме анимического импульсивного человека играли роль пищи, то запахи, как мы сказали, будут играть роль возбудителей. Здесь мы не будем перечислять все ароматы, употребляющиеся в магии, а только упомянем о трех типичных представителях таковых, образующих тернер, аналогичный тернеру планов в человеке:

    1) ладан— положительный полюс тернера— вызывает мистические настроения (молитва);

    2) мускус— средний термин тернера — действует на анимическую сферу (любовь);

    3) табачный дым — отрицательный полюс тернера — у людей, непривычных к нему, вызывает после очень короткого периода возбуждения реакцию чисто инстинктивного характера (сон). При постоянном употреблении табака следует умело выбирать подплан его влияния, определяемый формой курения и сортом табака. Людям умственного труда Папюс рекомендует легкие ароматические сорта табака в папиросах; людям анимического склада жизни, например виверам,— сигары; людям, занятым физическим трудом,—трубку.

В конце концов нам надлежит указать вкратце режим интеллектуального человека. Роль пищи здесь будут играть:

1) пребывание в обстановке, не возмущающей и не погашающей нормальных импульсивных суждений по вопросам эстетики; избегать общества слишком некрасивых людей, асимметричных форм и дисгармонии цветов; наоборот — окружить себя произведениями искусства;

2) приучать себя даже автоматически не терять самообладания в минуты опасности и беспокойства и даже культивировать в себе чисто импульсивную способность избегать таковых;

3) не поддерживать импульсивно-интеллектуальными проявлениями врожденных антипатий в области осязательных, вкусовых и обонятельных впечатлений, например, если вам неприятен запах чеснока, то довольствоваться астральным к нему отвращением, морщиться, ощущая его запах, но не позволять себе неприязненно вздрагивать при упоминании слова «чеснок», при виде изображения головки чеснока. Роль возбудителя интеллектуального импульсивного человека будет играть надлежаще подобранная музыка.

Тут опять можно указать аналогичный тернер подпланов влияния возбудителя. В походе или в бою бравурный марш может повлиять на физическую бодрость солдата с помощью импульсивно-интеллектуальных восприятий.
Для возбуждения анимического человека, опять-таки через посредство импульсивного интеллекта, уже понадобится вальс, а может быть, и оперная музыка.
Натуре чисто интеллектуальной для возбуждения понадобится камерная музыка.

Заканчивая этим отдел тренировки импульсивного человека, обращаю еще раз ваше внимание на крайнюю условность тех подразделений человека на элементы, которые мы себе позволили.
Они нами допущены лишь как пример пользования аналогичными Тернерами, значительно облегчающего построение схемы любого изложения.


Предыдущая
страница
Следующая
страница

Аркан 6-9 Аркан 1-4Аркан 1-4 Начальная страница
Хостинг от uCoz