Лекция I

Важнейшие факторы в жизни интеллигентного человека— степень сознательности и степень самореализации, дарованные ему.
Стремление к так называемому «посвящению» и является погоней за тем или другим элементом, а чаще всего — за обоими.
Посвящение базируется на так называемых «арканах» или тайнах.
Здесь уместно выяснить разницу в значениях трех терминов.
Secretum— это то, что несколько людей по капризу или каким-либо житейским соображениям договорились скрывать от других.
Arcanum — это тайна, необходимая для познания определенной группы фактов, законов или принципов; тайна, без которой нельзя обойтись, когда появляется потребность этого познания; тайна, доступная уму, достаточно пытливому в области этих познаний. В широком смысле под этот термин подойдут все научные положения, определяющие круг какой-либо практической деятельности.
Mysterium — это стройная система арканов и секретов, синтезированная определенной школой, как база ее миросозерцания и мерило ее деятельности.

Нам сегодня важен второй термин — arcanum.
Аркан можно высказать, описать обыкновенным языком или,наконец,символизировать.
Древние посвятительные центры избирали третий род передачи арканов — они их записывали символически.
Мы различаем троякий род символизма: во-первых, символизм цветов, присущий главным образом посвящению черной расы; во-вторых, символизм геометрических фигур и картин, составлявший достояние красной расы; в-третьих, символизм чисел, характеризующий белую расу.

До нас дошел грандиозный памятник символизма египетских школ, в котором соединены все три типа сим­волических представлений.
Это — колода карт в 78 листов (22 + 56) с раскрашенными изображениями, интерпретирующими так называемые 22 мажорных и 56 минорных арканов. С каждой картой связано и числовое представление. Как гласит предание, эти изображения помещались на стенах подземной галереи, в которую неофит попадал лишь после целого ряда испытаний.

Колода эта чаще всего известна под именем цыганского «тарота». Итак, мы будем считать тарот схемою метафизического миросозерцания древних посвященных. Но, возразят мне, у каждого народа есть своя схема миросозерцания, а именно — язык этого народа. Если притом у народа есть письменность, то элементы языка представлены его алфавитом.
Таким образом тарот явится как бы посвятительным алфавитом. Общая схема картин будет схемою знаков этого алфавита; детали картин и цветовые оттенки в их окраске будут комментариями к этим знакам. Мы свяжем 22 мажорных аркана тарота с иероглифами древнееврейского алфавита.
Знакам этого алфавита приписываются определенные числовые значения, согласно которым мы их и будем рассматривать, памятуя девиз белой расы: «все числом, мерой, весом».
Приступаем к рассмотрению самих арканов.

א Первый Аркан

Аркан א = 1 (Унитарность). Название знака — алеф; соответствующий иероглиф — человек.
В строении символа — намек на тройственность, в виде двух частей, скрепленных третьей.
На соответствующем листе тарота изображен мужчина в полный рост, держащий в правой поднятой руке палочку; левой рукой мужчина указывает на землю, так что в целом его фигура напоминает символ алеф.

Над головой его начертан знак голова увенчана золотым обручем; опоясан он золотым поясом; перед ним — стол кубической формы; кроме жезла в руке в распоряжении человека еще три предмета, лежащих на столе, — чаша, меч и монета.
Таким образом картина, подразумевающая тройственность (корпус человека, нейтрализующий противоположно направленные руки), говорит еще о каких-то четырех таинственных предметах.
Отложив их рассмотрение, займемся истолкованием двойственного положения рук.
Во всех областях познания встречаются так называемые «бинеры», то есть совокупности двух противоположных областей.
Метафизика говорит об эссенции и экзистенции объектов изучения, противополагая их друг другу.
Наука говорит о принципах, противопоставляя их фактам.
К ней же относятся бинарные термины: дух и материя. В практической жизни мы встречаемся с бинерами:

жизнь — смерть;
сознательность — сила самореализации;
добро — зло.

Различные области знания дают нам целый ряд бинеров, скажем:
свет —тень;
тепло — холод;

и т. д. , В этих частных примерах легко усматривается возможность так называемой нейтрализации бинеров, то есть порождения третьего (так называемого среднего) термина, обеспечивающего переход от одного из крайних понятий к другому и тем устанавливающего тройственную шкалу, ступенями которой служат сами термины. В этой фазе они являются лишь степенями одного и того же проявления. И следовательно, здесь два при помощи третьего сливаются воедино. Между светом и тенью помещают полутень и получают шкалу степеней освещения или, если хотите, степеней затемнения; между теплом и холодом помещаются средние температуры; между высоким и низким регистрами вставляется средний регистр; антагонизм полов в лице мужа и жены нейтрализуется рождением ребенка, и все три элемента сливаются в единстве семьи и т. д. и т. д.
Обратим внимание на то обстоятельство, что нейтрализующий средний термин обладает двойственностью, по свойствам он сродни крайним терминам.
Не все бинеры легко нейтрализуются.
В философии бинер — эссенция — экзистенция удовлетворительно нейтрализуется термином натура, но попробуйте нейтрализовать бинеры:
дух
материя;
жизнь
смерть;
добро
зло;

или даже хотя бы наш бинер:
сознательность — сила самореализации.
Эта задача кажется не особенно легкой. Мы определим посвящение как умение нейтрализовать только что перечисленные бинеры. Их область относилась древними к так называемым Великим Мистериям.
Малые мистерии объемлют циклы знаний, входящие в то, что мы ныне называем общеобразовательными предметами. Нейтрализация бинера дух — материя является предметом так называемого теоретического посвящения.
Остальные 3 великих бинера будут предметами практического посвящения. Теперь мы знаем, к чему стремимся, и можем отметить общие идеи, связанные с представлением о тройственности ступеней унитарных школ.
Помимо самой ступенчатости тернеров отметим иерархическое начало этих построений. Верхняя ступень из-за однородности своего существа с остальными ступенями как бы просто отражается в них, утрачивая свою яркость.
Стало быть, власть подчиненного отличается от власти начальника лишь сферою компетенции, но отнюдь не характером.
Из этого следует, что общий начальник нескольких подчиненных, занятых различными делами, должен синтезировать в себе компетенцию этих специальностей.
Отметим еще идею непрерывности переходов от ступени к ступени. Нами выделено 3, но в большинстве приведенных примеров переход от ступени к ступени плавный, непрерывный.
Из рассмотрения унитарных тернеров вытекает возможность двоякого их генезиса. Можно, как мы делали, исходить из крайних терминов и получать средний.
Такой генезис определим как общий тип обычного тернера. Изобразим его на чертеже 1.
img_1
Чертеж 1

+ символически соответствует положительному полюсу, то есть тому началу бинера, которое мы считаем экспансивным (мужским),
будет означать аттрактивный (женский) полюс бинера.
Буквой n мы обозначили средний (нейтральный, андрогинный) термин.
Никто не запрещает нам в других примерах исходить из среднего термина и из его разложения определять полюсы.
Можно рассматривать полутень как теневое пространство, отчасти освещенное источником света; ребенок, с одной стороны, проявляет аттрактивные свойства; в процессе роста и питания он притягивает к себе ряд элементов; с другой стороны, он обнаруживает активность, экспансивность, обращенные к наружным объектам: в нем соединены оба свойства и их можно мысленно разделить.
Тогда мы получим другой тип тернера, которому дадим название тернера Великого Аркана. Его схема на чертеже 2.

img_2
Чертеж 2


Пока довольно об идеях. Скажем несколько слов о методе их добывания.
Поневоле в данном анализе мы пользовались аналогиями и, видимо, дошли до так назы ваемого символизма. Но что такое символизм? Это тот же метод аналогии в конкретном применении.
Мне нравится тернер: свет — полутень — тень. Под его элементами я дописываю несколько других тернеров, а под крайними элементами первой строки несколько не нейтрализованных бинеров, скажем, так:

Свет—
Полутень
— Тень;
Высокий регистр
— Средний регистр
— Низкий регистр;
Эссенция—
Натура
— Экзистенция;
Дух—
— Материя;
Жизнь—
— Смерть.

Если сравнить все строчки с первой, То элементы всех строчек я символизирую элементами первой строки; быть может, в одной из строчек нейтрализировал крайние полюсы лишь потому, что меня натолкнула на это верхняя строка.
Тогда это будет примером реализационной силы символа в мире метафизико-логическом.
Если в 4-й строке я еще не сумел нейтрализовать дух и материю, то реализационная сила символа здесь пока не обнаружилась, а возникла лишь возможность условного сравнения: «Если дух вы уподобите свету, а материю— тени, то отыскиваемый термин соответствует полутени». И это не плохо!
Но вернемся к беглому изучению нашей картинки, то есть к первому мажорному аркану.
На ней изображен человек — индивидуум. Значит, аркан единства— вместе с тем аркан индивидуальности. Если вы соединили несколько объектов воедино, то эта группа живет индивидуальной жизнью.
Клетка живет; группа клеток соединяется в орган, и орган живет своею индивидуальной жизнью; органы группируются в организм, опять-таки живущий индивидуальной жизнью; все органические царства планеты (в том числе и минеральное) определяют индивида, называемого планетой, и она живет; группа планет определяет систему, и т. д. до бесконечности.
Не важно, что клетка считает себя свободной и борющейся за саму себя с другими клеточками, игнорируя жизнь органа и организма и считая таковые лишь средой своей маленькой жизни; не важно, что академический ученый, уподобляясь этой клеточке, так же непочтителен к Земле и Солнечной системе, отказывая им в личной жизни и полагая, что они суть мертвая среда, в которой протекает его полезная деятельность; не важно, что Земля так же презрительно смотрит на его жизнь, как он— на жизнь своих обновляющихся клеточек...

Аркан 1-й открывает нам, что эти индивидуализации существуют, что не только группа атомов во имя жизни индивидуализовалась в молекулу, но что даже искусственная группа людей, соединившихся в коллегию, тем самым индивидуализуется и живет коллегиальной жизнью, презрительно относясь к мелким личным интересам каждого сочлена.
Возвращаясь к картинке, обратим внимание на то, что на ней изображен именно мужчина, и притом стоя, то есть в позе активного элемента — это послужит нам указанием для заголовка первого аркана. Аркан этот эзотерики называют «Magus», а в просторечии он именуется «lе bâteleur» (ярмарочный фокусник). Для нас это — активный индивидуум.

1) Активная часть архетипа — Divina Essentia.
2) Активный полюс человечества — Мужчина — Vir.
3) Активность природы — в терминологии Спинозы — Natura naturans.
В этом кратком курсе займемся значением человека нашего аркана и постараемся вкратце охарактеризовать состав этой индивидуальности с ее активной стороны.
В деятельности человека нам прежде всего бросается в глаза великий бинер:

Дух — Материя.
Человек духовно живет в мире идей. С другой стороны, он проявляет себя в физическом, материальном плане, т. е. в области, где восприятия определяются показаниями органов чувств относительно объектов, которым мы даем название реализованных или материализованных предметов.
Первым нашим усилием в области самопосвящения будет попытка нейтрализовать упомянутое бинарное представление.
Но что может связать дух с материей, что может обеспечить переход от плана идей к плану реализованных предметов? На это ответим: план, в котором энергия определяет формы.
Вот схемы нашего ступенчатого тернера:
Дух — Энергия — Материя;
Идеи — Формы — Реальные предметы.

Этот промежуточный план назовем Астральным, а крайние— Ментальным и Физическим.
Переход от ментального плана к астральному осуществляется с помощью группировки, сопоставления, точнее говоря: с помощью процесса прогрессивной конденсации идей при наличии упомянутого Великого закона индивидуализации колективностей.
К общей идее многоугольника присоедините идеи равенства его линейных и угловых элементов, объедините эти идеи, и вы получите новую, более конденсированную, идею правильного многоугольника.

Сопоставьте эту идею с идеей числа 4. У вас возникает представление о квадрате, которое вы уже склонны отнести к плану форм. Подобным же образом совершится переход от плана астрального к плану физическому.

Вы сосредоточиваетесь в одной комнате на желании вызвать определенное телодвижение у субъекта, находящегося в другой. Это сосредоточение сводится к конденсации идей в образные представления, т. е. в формы. Настаивая воображением на этих формах, т. е. конденсируя астраль, вы добиваетесь реализации желаемого жеста, т. е. явления, доступного органам чувств, а потому относящегося к физическому плану. Опять осуществление перехода.
Мне возразят, что в примере магнетизер не только действовал воображением, конденсируя астраль, но и распоряжался своим дыханием по определенным правилам, а может быть, позволил себе то или другое мгновенное или даже продолжительное движение тела. На это я отвечу алхимическим афоризмом:

чтобы делать золото,
надо иметь золото.

Это закон большинства процессов, совершающихся в мире реализованных объектов. Рождать Вселенную во второй раз нам не приходится, и неизвестно, сколько времени на это потребовалось бы. Чаще всего в обыденной жизни мы избираем опорной точкой готовые реализации. Мы как бы уподобляемся человеку, бросающему в насыщенный раствор маленькие кристаллики, чтобы вызвать быстрейшую общую кристаллизацию раствора.

Большинство магических операций носит тот же характер умелого выбора опорных точек. Что же касается механизма коагуляций, то в понимании его нам отказано. Мы умеем пользоваться готовой машиной, мощными и упорными усилиями интеллекта и воли можем восходить по лестнице выбора все более и более простых и надежных машин; но постройка таковых — не наше дело.

Для этого, как мы дальше узнаем, есть особые сущности, известные под названиями ангелов (в пределах ментального плана), Spiritus Directores (в астральном плане) и элементалей (в физическом плане).
Итак, мы во всей Вселенной и в каждом ее составном элементе попытаемся различать, хотя бы приближенно, области трех планов: ментального, астрального и физического, взаимно проникающих, но их можно рассматривать по отдельности.
Сообразно с этим в человеке мы будем различать три составных элемента:

  • Mens, или дух;
  • Anima, то есть душа, или астральное тело, или астросом;
  • и, наконец, Corpus, то есть физическое тело.


Когда человек занят умственным трудом, мы скажем, что его дух и душа деятельнее, нежели тело.
Когда в нем преобладает жизнь страстей или работа чистого воображения, мы считаем душу самым деятельным началом и т. д.
Мы будем считать, что, сгущаясь, дух человека определил его душу, что душа эта, сгущаясь и в физическом плане опираясь на материализованные элементы, доставленные родителями, сумела создать себе физическое тело, что она поддерживает функции этого физического тела в той форме, в какой они запланированы, исправляя даже в соответствии с этой формой повреждения своей физической оболочки.

Вот на чем я желал остановиться в нынешней лекции.
Прибавлю лишь одно: никто не запрещает вам заменить наше грубое подразделение Вселенной и человека на 3 плана более детальным, в котором эти планы распадутся на подпланы. Мы сами в скором времени будем вынуждены это сделать.

ЛЕКЦИЯ II

ב Второй Аркан

Высшими проявлениями человека в его земной жизни являются интеллект и воля. Если этот бинер нейтрализован в человеке, то существование его протекает в благоприятных условиях.

Вернемся к Тернеру дух — астраль — материя.
Человеку необходимы здоровый дух, здоровый астросом и здоровое тело.
Духовная монада человека сама по себе здорова вследствие своего высокого происхождения. Необходимо лишь, чтобы она была активна в человеке, и тогда ему обеспечена в жизни сознательность, которую можно отождествить с наличием духовных стремлений.
Здоровый астросом дает элемент, именуемый душевной гармонией (это третий термин к бинеру. сознательность — самореализация). Гармония эта обеспечит продуктивность совокупности страстей в человеке, а эта совокупность и есть то, что в просторечии именуется личностью. Если кто-то нам скажет, как и чего он желает, его Я становится нам известным.

Здоровое тело обеспечит правильную передачу волевых импульсов; оно уравновесит мир физических потребностей и внесет в жизнь элемент реализационной силы.
Что же нам изучать прежде всего: тело, астраль или Дух?
Телом и его функциями заняты другие специалисты. Проявления духа, его стремления тоже не чужды людям вдумчивым и склонным к занятиям философией. Наша роль — изучение астросома и астрального мира как среды, в которой он обращается. Итак, во-первых, нам нужно спросить себя: что такое человек как активная единица, во-вторых, нам нужна наука о втором (т. е. астральном) плане.

Аркан II

Начертание второго аркана в еврейском алфавите есть ב (Бет), числовое значение этого знака — 2.
Если первому знаку присвоен иероглиф человек, то ко второму знаку относится иероглиф рот человека.
Научное название соответствующей картинки тарота — Gnosis (Познание).
Оккультисты часто именуют его la Porte du Sanctuaire.
Вульгарное его название la Papesse.
Картинка на заднем плане изображает две колонны: правая, красная, часто увенчанная знаком Солнца, носит название Jakin; левая, синяя (часто черная), увенчана Луной и именуется Bohez. Просвет между колоннами на масонском языке именуется средним пространством. На картинке оно задернуто завесою. На переднем плане восседает женщина на кубическом сидении.

На голове женщины мы видим уже не знак первого аркана, а рога Исиды, между которыми помещена полная луна. Лицо фигуры прикрыто полупрозрачной вуалью.
Сама фигура закутана в широкое одеяние и держит на коленях сверток папируса (или книгу), наполовину прикрывая ее складками одежды. На груди женщины прямоугольный равноконечный крест. Заголовками 2-го аркана в планах архетипа, человека и природы служат термины: Divina Substantia, Femina, Natura naturata.
Займемся вторым арканом.

Во-первых, своим числовым значением он напоминает нам о необходимости раздвоения единицы, поляризации ее каждый раз, когда она желает участвовать в жизни.

Во-вторых, фигура знака Бет, а также две колонны на картине явно указывают на метод, господствующий в оккультной науке.
Я говорю о великом методе аналогии, формула которого в «Изумрудных Скрижалях» Гермеса звучит: «то, что внизу, подобно, аналогично, а не равно тому, что наверху, а то, что наверху, подобно тому, что внизу, для вящего развития чудес единой вещи».
Это методологическое указание вместе с картиной преддверья святилища достаточно для оправдания наименования аркана: Познание.
Заметьте, что верхняя часть знака Бет только подобна нижней и что правая колонна только подобна левой, а не тождественна с ней.

В-третьих, рога указуют на принцип бинера.
Вы скажете, что и колонны — бинер. Да, но между колоннами сидит женщина, т.е. опять-таки индивид, и она-то должна нейтрализовать этот бинер. Женщина — символ пассивности, тем более — сидящая женщина. Эта поза подразумевает выжидательное, созерцательное, восприимчивое настроение. Кто хочет учиться, тот должен обладать этим настроением.
Объекты научного исследования доступны лишь проницательному уму: они прикрыты полупрозрачной вуалью. Результаты научных изысканий и качества объектов этих изысканий регистрируются учеными в книгах, а самой природой — в ее живой книге, но познакомиться с этими результатами можно лишь под складками плаща, изолирующего нас от мирской суеты, условностей и прочих вредных внешних влияний.

В-четвертых, надлежит изучить в деталях самую идею бинера мужского и женского начала.
В 1-м аркане над головою фигуры был унитарный знак, во 2-м аркане более материализованный элемент — рога.

img_3
Чертеж 3


Мать материальнее отца. Пассивное всегда плотнее активного. Тонкий, субтиль ный элемент активности

img_4
Чертеж 4

Чертеж 4 оплодотворяет более конденсированный, пассивный элемент. Но последний должен быть реализован по мерке первого: он должен ему соответствовать.
Какова цель сосуществования этих элементов? Эта цель— акт оплодотворения. Здесь он символизируется крестом на груди женщины. Вертикальная часть креста это — фаллос, горизонтальная — вагина.
Этот солнечный крест абсолютно равнозначен так называемому stauros гностического символизма (чертеж 3), или lingam (линга) индусского символизма (чертеж 4).
Наш второй аркан относится к женскому началу. Луна, фигурирующая на нем, указывает на принцип материнства (Луна — мировая матка).
Астрологически аркан принадлежит именно Луне.
Итак, 2-й аркан наводит на идею бинера и притом ясно указывает на его продуктивность.

Рассмотрим в общем виде основные фазы этой продуктивности.
Возьмем в механике две равные и противоположные по направлению силы и приложим их к одной материальной точке. Тем самым мы обусловим равновесие этой точки. Эта грубая схема бинера напомнит нам, что большая часть проявлений удобна лишь при наличии противодействий этим проявлениям и без оного делается абсолютно непродуктивной.

Стоит ли проповедовать добродетель в обществе абсолютно добродетельных людей? Есть ли смысл дразнить того, в ком это не вызовет ни малейшей реакции? Возможно ли опереться на предмет, уходящий из-под руки без малейшего сопротивления?
Вот эту-то схему имейте в виду каждый раз, когда вам приходится осуществлять равновесие, т. е. modus vivendi в какой бы то ни было области.
Точка, отделяющая положительную область бинера от отрицательной, ее уравновешивающей, может перемещаться с течением времени, но идея равновесия осуществляется именно по нашей схеме.
Поступок или поведение, нейтрализующее великий бинер добра и зла, может вскоре попасть в область добра или в область зла, и в этот момент бинер нейтрализуется совсем другим поступком или поведением. Иной раз добро значит не нанести вреда человеку, а через пять минут мы почувствуем, что совесть нас обязывает оказать ему благодеяние.
Точка переместилась; принцип нейтрализации не изменился.
Но перейдем к другой фазе применения бинера. Эту другую фазу можно назвать динамической, если первой присвоить название статической.

Опять приведу грубую схему. Те же силы, параллельные и равные друг другу, с противоположных направлений приложены к двум разным точкам твердого тела. Да, это пара сил, скажете вы мне; она вызывает в вас представление о вращательном движении. Мне и нужно это представление; более того, мне нужна схема вихревого движения. Где вы хотите представить себе это движение? — Я хочу, чтобы вы мыслили волны астраля, взбудораженного усилием воображения, оживленного волей, именно в форме этих вихрей, распространяющихся подобно смерчам и растущих по тем же законам. Нельзя раскрыть тайну возникновения этих смерчей в общем виде, но можно и позволительно указать на один частный случай, когда человек инстинктивно создает эти вихри и ясно видит их практическую силу при посредстве индивидуализованных сгущений материи, ими вызываемых. Эта работа связана с вопросом о нейтрализации бинера жизнь — смерть.

У нас был затронут другой посвятительный бинер — дух— материя, нейтрализованный астралем. Уместно поэтому сразу очертить познания этого плана, который на первый раз ограничится ознакомлением с его обитателями. Ведь, собственно говоря, ознакомление это может быть проведено или индуктивно, при помощи сношений с упомянутыми обитателями и регистрации результатов этих сношений; или дедуктивно, исходя из определения астрального плана. На вашей ступени оккультного развития вам доступен лишь второй прием.
Применим его.
Астральный план, по определению, смежен с ментальным и физическим. Значит, в нем должны наличествовать отражения элементов этих планов, близких к его области.
Очень конденсированные и сгруппированные по типам совокупности идей в астральном плане отражаются в так называемых астроидеях, т. е. идеях, уже обретающих форму. Эти астроидеи улавливаются метафизиками и прочими учеными в те моменты их духовной деятельности, когда возникает вопрос о выборе форм для уже облюбованных идей.
Часто одна и та же астроидея улавливается разными учеными в близких друг другу подпланах, и тогда мы видим одновременное возникновение двух или более систем, очень схожих, но не тождественных по форме. Напоминаю о создании инфинитезимального исчисления, с одной стороны Лейбницем, с другой стороны Ньютоном.
Реализовавшиеся в физическом плане поступки и явления при посредстве высших подпланов физической реальности отражаются в астральном плане, как в зеркале, и с помощью этих отражений прочно фиксируются здесь, образуя так называемые астральные клише событий физического плана. Астральная область не подчинена узким законам трехмерного пространства и одномерного времени. Там вы найдете клише не только прошедших, но и будущих событий. Вы скажете, что будущие события несколько зависят от волевых импульсов свободных индивидов.
Я отвечу:

во-первых, это так, но каждое ваше желание, каждое действие, предпринятое вами в физическом плане, изменяет частично клише будущих событий и может даже их уничтожить;

во-вторых, чем выше тот астральный подплан, в котором вы берете клише будущего события, тем оно менее изменчиво и лучше предсказывает событие.

Тут перед нами великая тайна— тайна свободы воли, тождественная с тайной производства астральных вихрей в самом общем виде; отсюда некоторая неопределенность и кажущееся противоречие в изложении этого пункта.
Если астроидеи отыскивают ученые, то за астральными клише охотится воображение ясновидящих, гадателей и всяких предсказателей.
Эти клише открываются им в трансе, во сне,и подобных состояниях преобладания астральной деятельности человека.
Легче других бросаются в глаза клише каких-либо аномалий или грандиозных событий.
Отсюда возможность видеть клише великих преступлений, катастроф, а также благоприятных мировых событий даже в состоянии бодрствования при достаточной восприимчивости субъекта.
Пусть человек возымел дурное намерение, облеченное в достаточно типичную форму. Он не приступил к реализации этого желания в физическом плане, а только нарисовал астральную картину дурного намерения. Тем самым он породил сущность, сгустив астраль и воспользовавшись законом индивидуализации сгущений.
У порожденной сущности нет физического тела, но есть астросом — типично выраженный, а также подобие духовной монады — идея дурного намерения. Такая сущность, по свойству своей монады, может действовать, влиять только сообразно этой идее.
На кого же простирается ее влияние?
Да прежде всего на самого ее отца, на художника, изобразившего астральную картину чего-то дурного.
Эта сущность, или лярва, побуждает его не забывать это дурное желание, повторять волевой импульс и этим усиливать саму лярву.
Она способна воздействовать и на другого человека, склонного желать сходных по форме вещей.
Вот и говорят, что лярва одного человека присосалась к лярве другого.
Как избавиться от этих лярв, своих или чужих? Для этого можно рекомендовать три средства:

1) сознательное волевое усилие в виде желания не подчиняться лярве, победить ее, отогнать от себя, поступить подобно художнику, презрительно взирающему на собственное порнографическое произведение,

2) сосредоточиться мыслью и воображением на другом предмете или желании.
Усиленное общение с этим вторым объектом лишит нас возможности обращаться к первому. Молитва — наиболее желательная форма применения второго способа.
Ведь, строго говоря, всякая молитва — акт сосредоточения, и обратно — всякий акт сосредоточения можно определить как молитву Богу, самому себе или паже дьяволу, в зависимости от характера сосредоточения.
Здесь под дьяволом мы разумеем искаженную до крайности схему высших Начал, неправильными отражениями и преломлениями доведенную до соединения любых беспорядочных состояний. Данный способ сосредоточения можно сравнить с отведением взгляда от вредно влияющей картины ради созерцания другой, лучшей.

3)Третье средство — применение реализационной силы, опирающейся на физический план, уничтожение лярв магической шпагой, т. е. металлическим острием, укрепленным на изолирующей рукоятке (дерево, эбонит, и т. п.) или отделенным от руки оператора изолирующей перчаткой (шелк, шерсть, мех).
Действие магической шпаги основано на том, что астральные вихри изменяют свой характер вблизи металлического острия настолько резко, что его попадание в нервный узел астросома лярвы вызывает ее полный распад.
Лярву в этом случае следует искать в так называемой ауре (атмосфере астральных излучений) пораженного лярвой субъекта. Эта атмосфера как бы окаймляет его тело. Данный прием подобен приему уничтожения картины с помощью полного разрушения полотна, на котором она написана.
Представьте себе, что разумный, способный к сосредоточению человек размышляет над хорошей идеей, облекая ее в определенную форму.
Он находит единомышленников, договаривается с ними относительно формы идеи, и таким образом создается коллективность людей, мыслящих общую идею в общей же форме.

Эти люди как бы обводят карандашами контуры одной и той же фигуры, утолщая эти контуры и делая их более заметными. Общая идея этих людей облекается в астросом, называемый эгрегором коллективности.
Эгрегор этот, как всякий астросом, хранит, восстановляет и побуждает к активности и самосохранению физическое тело коллективности, т. е. совокупность физических ресурсов ее членов, применяющихся для реализации ее идей. Например, эгрегор благотворительного общества будет побуждать его членов к пожертвованиям и работе, способствовать увеличению общества, замене выбывших членов новыми и к тому подобному. Эгрегоры коллективностей, враждебных между собой в физическом плане, борются и в плане астральном.
Если в физическом плане враги коллективности разрушают физические тела ее членов, астросомы последних усиливают эгрегор в астральном плане.
Вспомним по этому случаю гонения иудеями и язычниками адептов христианского эгрегора, окончившиеся торжеством последнего.
Более подробные сведения об эгрегорах отнесены мною к 11-му аркану.

Человек закончил физическое существование в одной из своих инкарнаций. Его тело распадается. По неизменным законам природы все элементы этого тела, вплоть до жизненной силы крови и даже до энергии нервных проявлений, медленно поступают в распоряжение природы и используются на другие образования. От человека остается духовная монада и астросом. Низший из планов, в котором он может эволюционировать,— астральный план. Теперь ему имя — элементарий. Для него возможны физические проявления, но тут они обусловлены медиумизмом определенных субъектов, у которых он временно заимствует элементы низших, переходных подпланов астрального плана и высших тончайших элементов физического плана. Для облегчения этого заимствования дополнительно необходимы или временная пассивность медиума, или единичная воля мага, или коллективная воля магической цепи людей (на сеансах), или повелительная направляющая власть какого-нибудь эгрегора, или еще что-нибудь подобное. Но все это носит характер случайности. Нормальная жизнь элементария протекает в созерцании астральных клише и в общении с астральными сущностями. Это — его товарищи по науке, по страданию при самобичевании, по подготовке к дальнейшим инкарнациям.

В астральном плане из временных встреч очень интересны для элементария встречи с так называемыми экстериоризованными астросомами живых людей. Для живого человека возможна сильная вольная или невольная концентрация его деятельности на сфере астральных проявлений. В этом состоянии физическая деятельность человека сводится к минимуму. Надо сказать, что астросом не только формирует тело человека в утробе матери, не только управляет его развитием, но и поддерживает его форму, заведует обменом клеток, поправляет повреждения, а когда телу наступает время распасться, то управляет и процессом распада. Элементарий занят первое время процессом разрушения своего материального тела и фантома его нервных флюидов.

Одним словом — астросом есть и Брахма, и Вишну, и Шива материального тела. Деятельность астросома по отношению к физическому телу особенно интенсивна во время сна человека, когда дух почти не пользуется услугами астросома как передаточной инстанции, и астросому есть время заниматься черной работой, питанием, оздоровлением и так далее. Если по этим вопросам астросому задана лишь ничтожная работа, когда, например, организм находится в состоянии летаргии, каталепсии так называемых трансов и тому подобное, то астросом почти свободен и может проявляться достаточно энергично в области внешних предметов, в функционировании чужого тела (лечение чужого человека экстериоризацией своего астрального тела); он способен, запасшись флюидической энергией какого-нибудь медиума или даже заняв таковую у собственного физического тела, проявлять себя на далеком расстоянии механическими явлениями (стуки, перемещение предметов, касание), световыми эффектами (появление фигуры самого человека в месте, далеком от нахождения его физического тела) и т. п.
Вот это-то проявление астральной энергии человека вдали от его физического тела и называется выходом его в астральном теле или экстериоризацией астраля.
Они бессознательно совершаются у лиц, пораженных сильными аффектами испуга, горя и т. п. (ведь аффекты относятся к астральной деятельности), или у лиц, погрузившихся в определенные типы сна - летаргии или каталепсии.
Сознательно то же состояние вызывают в себе маги и колдуны, когда им надо проявить свою деятельность на расстоянии. Но у всякого Иода есть свое ה. И проявление энергии на расстоянии сопряжено с наличием восприятия на расстоянии в соответствующих подпланах астрала. Экстериоризуются, чтобы наблюдать астральное клише земного события, чтобы поймать астроидею, чтобы решить запутанный теоретический вопрос, чтобы экспериментально ознакомиться с тем, что я излагаю вам теоретически.

ЛЕКЦИЯ III

ג Третий Аркан

В алфавите знаком 3-го аркана служит буква ג (Гимел),
при числовом значении 3.
Научное название третьего аркана — Physis — Природа.
Вульгарное название — L'imperatrice.
Геометрический символ аркана, вызывающего представление о тернере,— восходящий или нисходящий треугольник, в зависимости от характера тернера.
Картинка изображает женщину, увенчанную двенадцатью звездами, символизирующими 12 знаков Зодиака.
Принцип рождения в физическом плане тесно связан с различными фазами получения Землей солнечной энергии. Фазы эти определяются нахождением Солнца в том или другом знаке, а потому сам Зодиак в оккультизме намекает на физический план, на физическую характеристику.
Сидящая женщина «облечена в Солнце и корчится в муках рождения».
Вопрос о рождении раскрывает значение аркана, а Солнце указывает на центр притяжения (планетной любви) нашей системы, одновременно играющий роль центра эманации жизни, а следовательно, и любого созидания.В левой руке у женщины скипетр со знаком Венеры. Следовательно, она вечно и с любовью царствует над тем, что рождено, и тем, что рождается.Астрологически этот аркан соответствует влиянию Венеры.Сам знак— синтез двух знаков: , служащего знаком Солнца, производящих эманации и означающего мир стихий или элементов, то есть совокупность влияний среды.
Получается, что Любовь обусловливает победу производящих эманации над трудностями, вызываемыми окружающей средой.В правой руке женщина держит щит с изображением орла, чтобы показать, что принцип созидания распространяется на самые высокие сферы. У орла висит равноконечный прямоугольный крест, напоминающий, что процесс рождения — естественное последствие процесса совокупления активного начала с пассивным (см. аркан второй).
Сидит женщина, опять-таки, на кубическом камне, располагающемся на глобусе, под ее ногой находится Луна, символизирующая в данном случае материю подлунного мира как самую низшую сферу созидания.
Иногда встречается искажение фигуры: крылья у женщины вместо солнца, ее облекающего.

Какой же тезис подтверждает аркан? Он, прежде всего, дает гностическую формулу: «ничто не творится, все рождается», то есть— всегда есть Иод, оплодотворяющий Хеи ה и тем определяющий рождение элемента ו (Вав — шестой аркан) отец, мать, дитя.
Активное и пассивное, нейтрализованные андрогинным.
Помимо этого или, лучше сказать, в связи с этим третий аркан провозглашает закон тернера как универсальный и мировой. А потому уместно присовокупить к описанию, аркана примеры анализа некоторых типичных сатернеров Сначала укажу на тернер типа нисходящего треугольника Теософический тернер: Архетип— Человек Природа— вызывает в нас теологическую схему трех ипостасей: Бог в Боге, или Бог-Отец; Бог, являющейся в среде человечества, или Бог-Сын, и Бог, проявляющийся в Природе, Бог-Дух Святой.
Сообразно этой тройственной шкале проявлении Единого Божества, в котором средний термин нейтрализует крайние (человек связывает природу с архетипом), укажу на три типа искания душами Бога: есть души, ищущие Бога-Отца метафизическими путями; души, ищущие Бога-Сына в своем сердце и объединяющие группы людей во имя этого искания; есть души, разыскивающие Бога путем созерцания природы и примирением с ее непреложными законами; это — искательницы Духа Святого.
Теперь разберем пример тернера типа восходящего треугольника, то есть типа тернеров Великого Аркана.
Тот же тернер Архетип — Человек — Природа приводит к следующему построению, если в вопросе о ходе событий во Вселенной его термины понимать самым широким образом.
Представьте себе архетип как нечто гармоничное, андрогинное, всезнающее, вседовольное, одаренное способностью проявлять активность и соответственно способное ограничивать сферу этой активности. Как принято говорить: это высшее Начало раздваивается на активное и пассивное, определяя тем самым схему упомянутого треугольника.
Параллельно с этим будем говорить о человечестве как о едином организме, клеточками которого будут сущности, на Земле называемые людьми, а на других планетах может быть как-нибудь иначе. Признайте существование таких клеточек этого организма в дифференцированном виде на всех космических телах — солнцах, планетах.
Если человечество присоединяет свою волю к влияниям рока, то реализации оказываются весьма мощными, весьма ощутимыми, но ход истории уводит мир от принципа гармонии и требует последующих исправлений на пути решения Великой задачи конечных целей существования Вселенной. Мировая история в это время инволютивна.
Интересно рассмотреть частное отражение мистического треугольника Фабре д'Оливе, управляющего ходом событий в жизни отдельной души в течение ее определенного воплощения.
Провидение в отдельном человеке представлено так называемой совестью, которая абсолютно нейтральна, не подталкивает и не сдерживает, а только освещает путь указывая, как нейтрализовать в настоящий момент бинер добро —зло.

Воля человека определяет будущие события, но ограничена в их выборе так называемой кармою. Эта карма есть как бы полный послужной список всех предыдущих инкарнаций души человека. Первый раз он родился в благоприятных для приобретения мудрости условиях, как говорят, с чистой кармой; потом грешил; во вторую инкарнацию ему кроме приобретения мудрости предстоит очистить карму, что не обходится без борьбы и страданий. Конечно, при этом втором рождении карма ставит его в менее благоприятные условия жизни. Дальнейшие инкарнации следуют закону отягощений и исправлений кармы, пока она окончательно не очистится. Сильно отягченная карма, которую нельзя исправить одними сознательными усилиями воли, отчасти исправляется элементом страдания в соответствующей ей инкарнации: страдания, на которые человек обречен кармою, могут быть настолько сильны, что отчасти искупают карму, даже в случае полной пассивности и сознательной злонамеренности субъекта в ходе инкарнации.

Вот какие комбинации вершин возможны для этой частной схемы мистического треугольника:

    1) воля заодно с совестью против кармы. Результат — очищение кармы;

    2) воля заодно с кармою против совести. Это так называемое эгоистическое соглашательство. Результат — видимые удачи в жизни при отягощении кармы;

    3) борьба воли с кармою без участия совести. Результат нельзя сформулировать в общем виде. Он зависит от отношения сил воли и кармы;

    4) воля против объединившихся кармы и совести. Результат — неудачи в жизни и отягощение кармы.

Ступенчатые тернеры, подобные рассмотренным в этом аркане, т. е. представляющие собой явную совокупность трех основных степеней одного и того же явления, условимся называть абсолютными тернерами. Мы попытаемся сопоставить с ними другие тернеры, для признания которых надо примириться с некоторыми условностями, как бы встать на особую точку зрения. Эти вторые тернеры назовем аналогичными, связывая каждый из них условно или символически с каким-нибудь абсолютным тернером.

Приведем два примера таких Тернеров. Первый пример заимствуем из природы, второй— из области ритуального символизма. Рассмотрим остов человеческого тела, подразделив его на Голову, Грудную полость и полость Живота. По аналогии включим голову в ментальный план, хотя бы потому, что появления духовной деятельности у конкретного человека вроде бы связаны с функциями головного мозга.

Вот свяжем с представлением об астральном плане, я бы потому, что физическая тренировка приверженцев астральной деятельности отводит центральное место упраажнениям дыхательных органов. Соответственно живот свяжем с физическим планом, поскольку функции пищеварительных органов естественно связаны с обновлением клеток тела. Вот вам и аналогичный тернер. Можете прочесть его в немного измененной форме: деятельность головы управляет распределением нервных флюидов, деятельность ГРУДНОЙ клетки—обновлением жизненной силы крови, деятельность живота — реставрацией тканей.

img_5
Трезубец Парацельса
Чертеж 5

Хотите оправдать на практике это искусственное построение? Возьмите голову— аналогию духовного плана—и найдите в ней три подплана этого плана. Глаза сойдут за представителя ментальности в голове (вы по взгляду заключаете о рассудочной деятельности субъекта); нос будет представителем астральности— по его состоянию вы часто имеете возможность делать заключения о патологии грудной полости; рот будет представителем физического плана, посланником полости живота, о расстройствах органов которой вы часто судите по губам, языку и т. п.Это разделение допускает признание нашего тернера не совсем произвольным, а как бы естественно-символическим.
Теперь предложу пример искусственно-символического тернера, пояснив схему знаменитого трезубца Парацельса. Он изображен на чертеже 5.
Зубцы металлические (железо, жесть или сталь); цилиндрическая рукоятка— деревянная или эбонитовая, т.е. во всяком случае— изолирующая. С практической точки зрения прибор представляет из себя магическую шпагу с тремя остриями.
Проанализируем надписи на зубцах, знаки, начертанные около основания зубцов, и золотую надпись на рукоятке. Начнем с зубцов.
На верхнем выгравировано Obito (повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай); надпись эта очерчивает сферу пассивных проявлений человека в жизни физического плана (вернее — в области трех планов при инкарнации в физическом).
На нижнем зубце мы читаем: Imo, что значит: напротив, наперекор, в смысле — сопротивляйся, проявляй себя активно.
Средний зубец заключает надпись: Apdosel, которую нужно разложить: ар+do+sel. Ар надо заменить греческим ар, начальными буквами слова (архе́) = начало=высший элемент=дух.
Слог do должен читаться справа налево od; это название положительно поляризованного астраля. Следовательно, это астросом в сфере мужских проявлений.Sel означает соль=бродило физического плана — символизирует физический план.
Итак — три зубца своими надписями диктуют фразу: трехсоставный активный человек (дух+душа+тело) должен уравновешивать бинер повиновения и сопротивления; он должен лавировать между тем и другим. Этот тернер очерчивает сферу деятельности человека.

Во втором тернере знаков четвертый и первый знак, подобие рака, поставлен вместо знака Рака. С точки зрения астрологии этот зодиакальный знак — дом Луны, планетное влияние которой включает пассивное начало в пассивный же верхний зубец.
Змея, головой которой служит знак Юпитера,— это символ астрального вихря, с помощью которого авторитет (знак Юпитера) человека вводится в мировой астраль.
Третий знак есть испорченный знак зодиакального Льва, служащего домом активному Солнцу, оказывающему свое влияние на нижний, активный зубец.
Как видим— второй тернер относится к области форм, проводящих влияние рукоятки в зубцы.
Рукоятка украшена золотою надписью

P.P.P.VLIDOXFATO

где тройное Р следует опрокинуть для получения оплодотворения в трех планах. V— латинское числительное 5, указание на пентаграмму— символ человеческой воли;LI— начальные буквы слова libertate (свободою); VLI=pentagrammatica libertate=свободою человеческой воли. DOX значит doxa (осведомленность), т.е. то, что нам дает совесть. FATO значит роком, судьбою, кармою. Итак, рукоятка говорит о праве человека на попытки созидания в трех планах в силу существования того, что мы поместили в вершинах мистического треугольника.

Этот тернер касается сферы ментального, даже метафизического характера наших абсолютных прав на три плана.
Весь трезубец будет символизировать человека вообще в двух высших планах (рукоять, схема астрологических знаков) и дифференцировать его, как мужчину в физическом плане (средний зубец содержит намек на активность).
Практически прибор служит магической шпагой в руке мужчины, а в сильно уменьшенном формате применяется в герметической медицине при лечении мужской импотенции. Вот пример системы трех тернеров в области символизма.

ЛЕКЦИЯ IV

ד Четвертый Аркан

В алфавите знаком 4-го аркана служит буква ד (Далет), при числовом значении 4.
Иероглиф аркана— грудь, из чего легко возникают идеи вскармливания, упитанности и, наконец, идея авторитета как результата этой вскормленности, делающей объект кормления способным действовать в соответствующей ему среде.
Сама картинка аркана изображает мужчину, увенчанного трехъярусном тиарою (во-первых, принцип авторитета распространяется на все 3 плана; во-вторых, тот, кто хочет бьггь авторитетом в известной области, должен проникать во все 3 плана этой области). В правой руке мужчина держит скипетр, оканчивающийся или знаком Венеры (), или знаком Юпитера ().
Первое истолковывается как необходимость умения рождать законченные, индивидуализованные комплексы сущностей; второе — просто указует на астрологическое соответствие аркана— планеты Юпитер и связанное с ее названием мифологическое представление. Желательно такое положение рук и плеч фигуры, которое напоминало бы восходящий треугольник (это условие во многих та-ротах не соблюдено). Правая нога фигуры заложена за левую так, чтобы получалось подобие прямоугольного креста.

img_6
Чертеж 6

Фигура опирается задней частью на камень кубической формы. На этом же камне изображен орел, имеющий на шее подвесок в форме так называемого «Креста Великого иерофанта» (чертеж 6). Займемся истолкованием этих символов. Кубический гладкий камень — символ всего законченного, облеченного в готовую форму, авторитет проявляется в заранее выработанных формах. Каждая из граней камня предстает в форме квадрата; вот почему квадрат есть один из геометрических символов этого аркана. Орел на камне указывает на необходимость высокого взлета мысли для того, кто хочет придавать вещам законченную форму (он должен быть, так сказать, инженером, а не техником своего дела). Эта мысль подкрепляется присутствием креста иерофанта. Вертикальный ствол креста символизирует канал, > по которому в нижний конец его изливается влияние трех планов Вселенной, представленных горизонтальными перекладинами креста. Чтобы завершить форму, чтобы отшлифовать камень, надо не только глубоко уловить идею объекта, но и провести ее через фазы ментальности, астральности и физического назначения. Остается истолковать прямоугольный крест, изображаемый ногами мужчины. Этот равноконечный крест будет вторым геометрическим символом аркана, называемого (по первому символу) Petra cubica (кубический камень). На вульгарном языке название аркана— l'Empereur (из-за скипетра и короны). Заголовками аркана в области теософического Тернера будут служить слова: Forma (в плане архетипа), Auctoritas ( в плане человека), Adaptatio (в плане природы). Итак, займемся интерпретацией кватернера, изображенного четырьмя сторонами креста. Этот кватернер прежде всего истолкуем как общую схему всякого формально законченного динамического процесса во Вселенной.

Процессы эти характеризуются гностически следующим образом. Активное (мужское, экспансивное) начало (י Иод) оплодотворяет пассивное (женское, аттрактивное) начало (ה Хеи); от этого союза рождается нейтральное (андрогинное, заимствующее сверху и передающее вниз) начало (ו Вав). После того как эта схема установлена, появляется представление о семействе, то есть о законченном цикле проявлений. Когда мы просто констатируем присутствие законченного цикла והי мы ставим после трех букв четвертую букву ה (Хеи), признавая цикл исчерпанным, семейство — образовавшимся, законченным; отсюда обозначение его пассивною буквою ה (Хеи) (его сделали, оно получилось). В этой форме кватернер элементарного цикла будет символизироваться третьим великим именем Божиим יהוה Имени этому каббала приписывает чудесную силу при условии правильного его произношения. Вероятнее всего, что первосвященник произносил его в особо торжественных случаях трижды. Первый раз он читал его по буквам — Иод, Хеи, Вав, Хеи; второй раз — разделяя на две части и читая первую как название буквы Иод (мужское начало), а вторую этимологически— Ева (на иврите Хавва.— Прим. ред.) (женское начало); получалось Иодева или Иодхавва. В третий раз все слово читалось этимологически. По всей вероятности, произношение его было Яхве или Иахве, но уж во всяком случае не Иегова, как думали некоторые авторы XVIII столетия. Таким образом первосвященник сначала указывал на полную схему элементарного цикла, затем на андрогинат (двуполость.— Прим. ред.) Человечества и, наконец, на его единство и на унитарный закон в целом. Дабы профаны не могли расслышать Священного Имени, слова первосвященника заглушались звоном каких-либо ударных музыкальных инструментов. Цикл יהוה распределяется по кресту кватернера согласно чертежу 7, образуя одно и то же слово при прямом и обратном направлении кругового движения (прямое направление обозначено стрелками). Обратное чтение третьего имени הוהי (Chavaioth) считается символом анархии (царство дьявола) и соответствует прямому или обратному движению вокруг креста кватернера, если'начало этого движения отнесено к одному из концов горизонтальной перекладины креста. Представим себе теперь, что наша составная единица, наше семейство, представленное вторым ה Священного Имени,

img_7
Чертеж 7

активно воздействует на какой-нибудь элемент внешнего мира, т.е.попросту говоря, что наш элементарный цикл, завершаясь, обусловливает начало нового цикла. Тогда символ ה уже не подходит для четвертого элемента; это ה таинственно, но закономерно,переходит в י следующего цикла. Наш крест как бы поворачивается на 90°; происходит так называемое обращение кватернера в герметическом круге. Этот новый י подыскивает себе (формирует) подходящее ה, оплодотворяет его; рождается ו (Вав); констатируется существование второго цикла, очерченного или символом ה, если этот второй цикл заключительный, или знаком י если он переходит в активность; и т. д. до бесконечности.Еще пример таких рядов: первый элемент— отец, второй — мать, третий — дитя, четвертый — влияние всего семейства, скажем, на другое избранное семейство, которое будет пятым элементом; это влияние породит общие интересы двух семейств (6-й элемент); соединенная этими интересами группа двух семейств (7-й элемент) действует, например, на другую группу семейств (8-й элемент), создавая солидарность между обеими группами (9-й элемент). Получаем схему образований групп вообще и государств в частности.

Другой пример: утро (1) подготовляет, определяет заботы дня (2); плоды дневной деятельности обнаруживаются вечером (3), который таинственным переходом через ночь служит исходной точкой планов и приготовлений следующего утра (4)...
Применяя все это к схеме вращения кватернера в круге, мы имеем: прохождение первой четверти (1 — Иод); прохождение второй четверти (2 — первое Хеи), прохождение двух последних четвертей (3 — Вав) и познание центра, т. е. понимание определения окружности, без которого нельзя быть уверенным, что четвертый элемент (второе ה) при повороте креста на 90° действительно попадает на место Иода в следующем цикле. Всякий цикл посвящения делится на 3 этапа по четвертям герметической окружности. В трех символических степенях правоверного этического масонства Ашмола и Фладда элемент Иод предстановленн степенью ученика. На этой ступени масон прилагает все усилия к точному самопознанию, к сознанию тьмы и этического невежества характеризующих профана, и к самоусовершенствованию.Эга активная ступень влечет за собой необходимость тягостной, утомительной работы. Самый ритуал посвящения в ученики изобилует символическими указаниями на заблуждения, ошибки и скучные, тяжелые испытания.

Элементом ה Хеи в этом посвящении является степень товарища, очерчивающая область применений, доступных масону, успешно прошедшему первую степень. Товарища ознакомляют со средою дружеского, братского общения с уже прошедшими тягостную стадию ученичества соратниками и со всеми приятностями такого общения. Здесь ритуал символизирует приятность познания вообще, а в частности все сладости дружбы, взаимопомощи и покровительства опытных учителей.

Элементом ו Вав представляется степень Мастера, уже познавшего характер жизни в среде масонства и теперь обязанного освоиться с идеей смерти и всеми ассоциациями этой идеи.

Ложа мастеров и служит синтетическою представительницей всей масонской семьи (второе ה, если учитывать ее влияние на общество). Возвращаясь к нумерации элементов динамического цикла, обратим внимание слушателей на возможность рассмотрения девятеричных циклов вместо доселе рассмотренных тройственных. Место элемента в девятеричном цикле определяется его наименьшим положительным вычетом по модулю 9. Так 58-й элемент ряда будет четвертым в своем девятеричном цикле, т. е. Иодом второго семейства этого цикла; 78-й элемент будет шестым в своем девятеричном цикле или ו Вав второго семейства этого цикла. Не следует забывать, что, согласно известной арифметической теореме, эти результаты быстрее всего получаются суммированием цифр номеров элементов:

5+8=13; 1+3=4
7+8=15; 1+5=6
Такое счисление, называемое извлечением теософического корня из числа, нередко пригодится нам и в Дальнейшем.Возвращаясь к счислению тройственных циклов, для полноты изложения прибавим, что если произвести для какого-нибудь номера теософическое сложение, т. е. суммирование всех натуральных чисел до этого номера включительно, то получатся следующие результаты:

  1. если номер был сравним с 0 (или, что то же, с 3), по модулю 3, то теософическая сумма также сравнима с О по модулю 3. Тернер остается тернером.
  2. Если номер сравним с единицей по модулю 3, то теософическая сумма также сравнима с единицей по модулю 3. Унитарность остается унитарностью.
  3. Если номер сравним с двумя по модулю 3, то его теософическая сумма сравнима с 3 (или, что то же, с 0) по модулю 3.

Бинер после синтеза не остается таковым, а нейтрализуется в тернер.

Эти теоремы не трудно доказать в общем виде, но мы ограничимся приведением трех частных примеров.

I)
1 + 2 + ... 5 + 6
=
7 x 6
2
=
21
=
3 (модуль 3)
II)
1 + 2 + ... + 16
=
17 x 16
2
=
136
=
10-1 (модуль 3)
III)
1 + 2 + ... +20
=
21 x 20
2
=
210
=
3 (модуль 3)

6 — это тернер, 16 — монада, а 20 — бинер. Истолковав кватернер как общую схему элементарных динамических процессов, перейдем к толкованию символа прямоугольного креста как схемы активных и пассивных проявлений человека в астральной области.
Вертикальная сторона креста, соединяющая литеры י и ו, разделена средней точкой на две области, из которых верхней י отдадим преимущество активнее ו).
Верхняя область будет областью положительных поступков человеческой сущности: область добра; нижняя часть — областью отрицательных поступков: область зла.
Посвященный человек в каждый момент жизни должен различать эти области, т. е. держаться как бы в середине, в нейтральной точке.

Это будет познанием добра и зла в поступках.
Переходя к горизонтальной стороне креста, мы также подразделяем ее на две области, отнеся их обе к сфере пассивных восприятий человека. Правая область, принадлежащая второму ה, способному преобразоваться в י и потому как более активному получить преимущество перед левой, будет считаться областью благоприятных восприятий. Левая область достанется на долю неблагоприятных восприятий. Посвященному в любой момент жизни присуще умение строго разграничивать эти две области, т.е. познавать нейтральную точку. Резюмируя сказанное, мы можем следующим образом сформулировать новое истолкование креста: человек, владеющий арканом авторитета, должен не только учитывать добро и зло в своих поступках, но и уметь использовать как хорошие, так и дурные внешние влияния. Он в равной мере использует гнев и чувство благодарности в качестве стимулов активности, умиление и разочарование — в качестве успокоительных средств и т. п. От этого анализа не трудно перейти к традиционным аналогиям элементов кватернера. Элемент י свяжем с тем, что традиция именует Воздухом; первое ה с Землей; ו с Водой; второе ה с Огнем. Эти четыре термина у древних так и носили название «элементов кватернера». Укажем самые вероятные их толкования в различных планах.
В метафизическом плане воздух означает время,
вода — пространство,
земля — принцип косности,
инертности материи,
огонь— кинематическое состояние материи.

Здесь мы находимся в области теоретической механики. В моральном плане воздух указует на необходимость сметь для всякого посвященного;
вода— на необходимость знать;
земля — на обязанность молчать;
огонь — на умение желать.

С этими обозначениями связано представление о символических животных в кватернере:
Орел смел;
Человек знающ;
Телец молчалив;
Лев пылок в своих желаниях.

img_8
Чертеж 8

Современные нам герметисты остроумно символизируют эти четыре проявления значками, в которых горизонтальные желобки соответствуют восприятию в данный момент, а вертикальные — жажде активности.

Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности (темный горизонтальный желоб) и пробуждает активность (светлый вертикальный желоб).

Кто доволен своим знанием, тот не учится и не проявляет активности (два темных желоба).

Кто молчит, тот себя- не проявляет (темный вертикальный желоб), но все принимает к сведению (светлый горизонтальный).

Кто желает, тот и активен и восприимчив— надо знать, чего желаешь (оба желоба светлые).
Опускаясь в физический план, мы истолкуем элементы, как четыре состояния вещества: земля — твердое; вода — жидкое; воздух—газообразное; огонь — излучающее.
Сближая это объяснение с анализом кватернера поступков и восприятий человека, мы ясно поймем следующую формулировку тезисов классиков оккультизма о так называемых элементах. Человек имеет тело, составленное из всех четырех элементов; он синтетичен; он познает 4 стороны креста.

Элементами подчинены авторитету уравновешенного человека; они не познают добра и зла; они не стоят в центре креста, а только живут на его сторонах: сильфы в воздухе; ундины — в воде; гномы — в земле; саламандры — в огне. Тела каждого из них состоят из материалов той стихии, в которой они обитают; они сливаются с самими стихиями, а потому их не видно физическим глазом, не слышно физическим слухом и т. д., пока они не обнаруживаются медиумическим заимствованием начал другой стихии; тогда с ними можно сноситься с помощью физических органов. Эти элементали управляют деталями того, что мы называем физическими и химическими явлениями. Быть может, небесполезно кратко указать на распределение так называемых алхимических элементов по терминам кватернера יהוה.

Термину Воздух в алхимии соответствует универсальный растворитель Azoth, знак которого есть тройной кадуцей, увенчанный крыльями орла.

Термину Вода соответствует металлогенный Меркурий, который может быть добыт из ртути. Знак его .

Azoth часто называют Меркурием мудрецов или Меркурием философов, но следует твердо помнить, что извлечь из металлического Меркурия его нельзя.

Термину Земля соответствует элемент Соли. Знак его .

Термину Огонь — элемент Серы со знаком .

Алхимические Серу и Соль не следует смешивать с объектами, носящими те же названия в обычном химическом обиходе. В алхимии эти названия относят к двум существенным началам тел, которые можно нейтрализовать либо металлогенным Меркурием (в инволютивном процессе), либо Меркурием мудрецов (в процессе эволютивном).

В нравственном герметизме, составляющем астральную аналогию алхимии физического плана, элементу Соль соответствует настойчивость в стремлении к самоусовершенствованию; элементу Сера — пыл молитвы или другого сосредоточения; элементу металлогенного Меркурия — осведомленность, а элементу Азот — оккультное начало чувствительности и непосредственного понимания условий деятельности.
Нравственный герметизм и физическая алхимия суть частные виды общей задачи, известной под названием Великого делания и символизируемой девятнадцатым мажорным арканом.
Эта задача может быть сформулирована как процесс превращения самого грубого состояния некоторой среды в наитончайшее — без выхода из рамок среды, т. е. без изменения принадлежности объекта превращения к тому или другому плану.
Так, в алхимии занимаются Великим деланием превращения неблагородных металлов или даже, если хотите, каких угодно материальных отбросов в наиблагороднейший металл — золото.

В нравственном герметизме задаются целью переделать загрязненного, несовершенного в этическом отношении человека в другое существо, не теряющее качества воплощенной человеческой сущности, но обладающее синтезом эволютивных свойств человеческой души.
Конечно, всякое превращение этого типа основано на принципе унитарных теорий по отношению к среде, служащей объектом превращений.
Если мусор можно преобразовать в золото, то это потому, что все тела материальной природы представляют собою различного типа сгущения единой, односоставной материи.
Если дурного человека можно переделать в совершенного, то это потому, что элементарный состав их одинаков, но группировка их астральных элементов различается до бесконечности. В совершенном человеке в порядке то, что спутано в несовершенном. Остается заняться немаловажным вопросом о распределении стран горизонта по элементам יהוה. Восток отнесем к Иоду, Юг — ко второму ה; Запад — к элементу ו Вав и Север — к первому ה. Такая схема основана на характере суточного движения Солнца, совершающегося в направлении, названном нами обратным. Если священных животных распределить так, как мы делали доселе: Орел — Восток — Воздух; Телец — Север — Земля; Человек — Запад — Вода; Лев — Огонь — Юг, то получится зеркальное отображение схемы, данной в первой и десятой главах Книги пророка Иезекииля. Этот так называемый кватернер Иезекииля весьма важен своими применениями в операциях призыва (прямое движение по кругу) и заклинания (обратное движение по кругу). Другая схема, предложенная апостолом Иоанном в четвертой главе Апокалипсиса, дает иное отображение, отличающееся от первого перестановкой двух элементов. В ней Телец — Земля отнесены к Западу, а Человек — Вода — к Северу. Эта вторая схема даст возможность установить особые таинственные термины неотъемлемых квалификаций: влажный— сухой; теплый— холодный, причем Воздух окажется влажным и теплым, Вода — влажной и холодной, Земля — холодной и сухой, а Огонь — сухим и теплым. Эти квалификации находят себе применение в астрологии и алхимии.

img_9
КВатернер Иезекииля
Чертеж 9

img_10

КВатернер Ап. Иоанна
Чертеж 10

ЛЕКЦИЯ V

О Великом Аркане Магии

Магической операцией называют всякое приложение человеческой воли (единичной или коллективной) к решению задачи, выполнение которой зависит от деятельности индивидуализованных сущностей, действующих в двух или трех планах.

Примеры таких задач:

  1. Самовнушение на определенную тему (Воздействия на самого мага, живущего в 3-х планах, или на его клетки);
  2. Внушение чего-либо другому человеку (Воздействие на него; опять 3 плана);
  3. Ускорение или замедление какого-либо процесса в элементах (Воздействие на элементалей; тоже 3 плана);
  4. Вызов элементария, обитающего в двух планах, но могущего при помощи медиумических начал проявиться и в третьем;
  5. Разыскание астрального клише, или притяжение этого клише— 2 плана; или собственная экстериоризация, т. е. воздействие на элементарий собственной индивидуальности (тоже как бы 2 плана) и т. д.

Если магическая операция распространяется на сущности 3-х планов, то она основывается на перевесе способностей оперирующего субъекта над способностями объектов операции в том или другом плане. Если операция переходит на сущности 2-х планов (элементарий, эгрегоры, лярвы и т. п.), то, даже при равенстве астральных ресурсов оператора и пациентов, она. может осуществиться в силу наличия у оперирующего третьего плана. В этом случае принято говорить, что оператор берет точку опоры для своей реализации в физическом плане. Этой точкой опоры могут служить как тело самого оператора, так и внешние физические предметы.

Из данного нами определения магической операции видно, что в состав ее необходимо войдут три элемента:

  1. Ментальный — идея операции+волевое усилие;
  2. Астральный — форма операции;
  3. Физический — так называемые опорные точки операции (реализованные символы, физические проявления ресурсов тела оператора, тела вспомогательных сущностей и т. п.).

Раз мы остановились на унитарных теориях, то будет естественно и необходимо считать ментальные, астральные и физические элементы всех магических операций частными проявлениями единого ментального начала (единой метафизической аксиомы), единой астральной формации (универсального вихря) и единого физического способа выбора точки опоры, причем ментальное начало должно порождать астральную формацию, а она в свою очередь будет неизбежно определять своею конденсацией физический прием.

Эта совокупность метафизической аксиомы, астрального вихря и физического приема именуется в магии Великим Арканом.
Великий Аркан, как тайна максимального человеческого могущества, никогда не сообщается Учителем ученику по следующим соображениям:

1) если ученик сам не постиг Великого Аркана в его полноте, то он недоразвит в одном из планов, а следовательно, нельзя ручаться за то, что раскрытие ему Великого Аркана не представит опасности для самого посвятителя;

2) самый характер Великого Аркана устанавливает в его понимании и применении элемент субъективности. Как мы узнаем далее, духовные монады различных людей носят в себе оттенки их ролей как клеточек коллективного мирового человека. Они как бы различного тона и окраски. Астросомы у людей различны и подвержены неодинаковым планетным влияниям. Тела не вполне тождественны, а потому схематическая передача Великого Аркана, хотя бы с комментариями, все же не освобождает ученика от тяжелой и продолжительной работы применения учительской схемы к своим индивидуальным особенностям и к условиям своей жизни в трех планах.

То, что мы в дальнейшем сообщим о Великом Аркане, будет лишь логическим развитием его оппепеления.

img_11 img_12 img_13
Чертеж 11
Чертеж 12
Чертеж 13
img_14
Чертеж 14

Великий Аркан, как всякая магическая операция, должен в составе своем иметь ментальную часть. Оператор должен определить в самом общем виде операцию. Иначе говоря, он должен быть вполне ориентирован в характере какой бы то ни было сущности; он должен знать ее происхождение; он должен быть духовно знаком с ее родителями, или, что то же, понимать брак всякого י со всяким ה в духовном плане.
Статически ключ к этому пониманию дается великим законом тернера. Этот закон в схеме Великого метафизического Аркана, символизируемого восходящим треугольником, и помещается во главе графика, намекающего на конструкцию Великого магического Аркана. Получается фигура чертежа 11.
Ментальная часть аркана, или супружество י и ה, породит его астральную часть— тайну основного вихря, или Вав упомянутого супружества.
Как мы намекали во 2-м аркане, этот вихрь двояко поляризован. Кроме того, он определяет переход от ментального к физическому и обратно. В нем общая тайна инволюции и эволюции.
График его естественно представить в виде чертежа 12, а число его будет 2, подобно тому как число метафизической части было 3.
Астральные вихри общего типа, конденсируясь, плавно переведут нас в сферу элементов, в физический мир, таинственно связанный с пониманием четвертого аркана.
Способ реализации власти над элементами станет вторым ה в динамическом процессе Великого Аркана Магии. В физическом плане он явится валетом, представителем деятельности нашего семейства והי.
Тут имеется и управление элементами (прямоугольный крест с тайной его вращения в герметическом круге) и результат этого применения — одна из граней кубического камня, символизируемый квадратом.
Нижний график определится чертежом 13-м, синтезирующим все эти фигуры.
Число его будет — 4.

Общая схема Великого Аркана графически дается совокупностью трех упомянутых чертежей (чертеж 14).
Верхняя часть— тернер Великого метафизического Аркана.
Средняя часть — бинер астральный Rota (вихря).
Нижняя часть— кватернер элементарной Rota, или тайна реализации, тайна опорной точки.
Открытие верхней части зависит от полноты воплощения в человеке его духовной монады, изначально знающей тайну мистического брака הי.
Для обладания средней частью человек должен астрально создать в себе андрогинат ו (Вав).
Для применения физической части, помимо обладания астральным ו, надо знать, какой инструмент служит точкой опоры в операции и каков переход от инструмента к вихрю.

Найти инструмент нам поможет простое логическое построение.
Уничтожьте мысленно часть Вселенной, сохранивши за оставшейся частью неотъемлемые свойства целого. В новой Вселенной, в новом Макрокосме, попрежнему применим наш Великий Аркан, а инструмент его не изменился.
Продолжайте сокращать таким образом Вселенную и доведите ее до наличия в ней только одного оператора.
Он тоже — Микрокосм, и к нему тоже применим Великий Аркан. Но у него инструментом для воздействия на собственный микрокосм остается собственное тело. Следовательно, оно и есть великий реализатор магического аркана.
Этого знания недостаточно. Это только нижний этаж постройки. Об этом мудро повествует сказание об Эдипецаре. Последний встречает на своем пути Сфинкса, задающего ему загадку о реализаторе Великого Аркана, гуляющем утром на четвереньках, в полдень на двух ногах, а вечером — на трех.
Что такое Сфинкс? Это синтез четырех священных животных: у него лицо Человека, когти Льва, крылья Ор1 ла, бедра и хвост Быка (Тельца).
Своими качествами животные эти обеспечивают проникновение в астральный план сквозь элементы, представителями которых они являются.
Сфинкс — это астраль.
Он сторожит Пирамиду, в основании которой лежит квадрат элементов, но боковые грани тождественны с духовными эволютивными треугольниками, сходящимися в вершине унитарности. Ментальный план охраняется астральным. Что сделал Эдип? Он ответил Сфинксу: «Разгадка — человеческое тело, гуляющее в детстве на четвереньках, в молодости и зрелом возрасте довольствующееся двумя ногами, а в старости присовокупляющее к ним палку для опоры». Эдип разгадал лишь то же, что и мы, — физическую часть аркана и тем приобрел власть лишь над телом Сфинкса, которое и уничтожил, возомня себя после этого победителем.

Что же произошло дальше?
Астральный бинер показал ему, что он не одолел этой части аркана. Отрицательно поляризованная часть вихря вовлекла его в ужасы отцеубийства и кровосмешения, которые не могло предотвратить знание только физического плана.
В астральную часть его посвятило страдание, а успокоила его лишь ментальная часть с помощью тайны универсалъной Любви, в лице самоотверженной и преданной Антигоны.
Обратите внимание на то, что астральное посвящение пришлось на зрелый возраст, а ментальное явилось в старости. К графику Великого Аркана принято прилагать монограммы или полные надписи трех слов.

אZΩM
TARO или ROTA
INRI

Первое составлено из начального знака трех алфавитов (еврейского Алеф, греческого Альфа, латинского А, мало отличающихся по начертанию, и из конечных знаков тех же алфавитов (Z — латинского, Омега— греческого, и Тау — еврейского).

Это слово символизирует мировой синтез и служит девизом школы алхимиков.
Слово Tarot, название цыганской колоды 78 арканов, тождественно со словами Rota, Tora(h), Otar, Arot(h) и будет нам служить символом так называемого восточного предания, названного так лишь по недоразумению.
Inri в ментальном плане читается Jesus Nazarenus Ret Judeorum (Иисус, назареянин, царь иудейский.) (латинская надпись на кресте Спасителя), а в астральном плане Igne Natora Renovator Integra (огнем природа обновляется вся).
Это слово Inri служило девизом школы розенкрейцеров.
Совмещение этих слов в графике аркана, на котором фигурирует словоיהוה, служащее ключом еврейской каббалы, указывает на единую цель, единое стремление, единую реализацию, преследуемую с одной стороны каббалистами (יהוה), с другой— алхимиками (Azoth), с третьей— цыганским преданием (Tarot), с четвертой — учениями христианского иллюминизма (Inri).
Все эти дороги ведут к Великому Аркану.


Предыдущая
страница
Следующая
страница

Аркан 5 Начальная страница
Хостинг от uCoz